Природа в картинах и фресках Перуджино
Кем бы ни были писаны перечисленные здесь и выше картины, художественное значение их сводится именно к декорациям, тогда как фигуры на них, очень тонко нарисованные, очень элегантно костюмированные, в сущности, служат лишь стаффажем. Самые эпизоды рассказаны очень условно, без драматической изобретательности. Иное в этих эпизодах прямо даже трудно понять, так запутано изложение, и даже главное действующее лицо их, сам св. Бернардин, теряется среди толпы воинов, синьоров и пажей. В этих умбрийских картинах 1470-х годов живет то же суетное светское начало, которое выражается во фресках Беноццо Гоццоли или, позже, в произведениях Гирландайо и Карпаччо. Но, кроме того, здесь поражает зрелость техники. В перспективных построениях не встречается ошибок, а замечается лишь известная "неловкость" в пользовании теоретическими знаниями; что же касается архитектур, то они сочинены с изумительным, чисто музыкальным чувством пропорций. Есть что-то необычайно изысканное в этих чередованиях круглых и прямых линий и в этих легких орнаментах.
Ныне отдали Перуджино и замечательное "Поклонение волхвов" в Перуджиевской галерее1. За авторство Перуджино говорят грациозная осанка фигур, нежная святость ликов и, в особенности, пейзаж. В "серии св. Бернардина" Перуджино находится еще под чужим влиянием: иное напоминает Пьеро деи Франчески, иное идет из Сиены, иное - из Падуи. Лишь тонкие, хрупкие, "трепещущие" деревья - вполне его собственность. В "Поклонении волхвов" мы уже видим позади фигур ту чарующую, залитую светом долину реки, которая в позднейшем творчестве мастера превращается в какой-то шаблон. В этих далях бесследно исчезли всякая угловатость, всякая резкость, и, кроме того, здесь очень чувствуется также, что юный художник уже знал нидерландцев: Мемлинка, Гуса, Вейдена. Замечательно, какую роль начинает играть зелень: травой покрыты медовые холмы и вся поверхность земли; всюду виднеются кусты или целые рощи, а на фоне нежно желтеющего неба вырисовываются отдельные деревья, то букетами-шапками, то мягкими остриями. Мастерски передает Перуджино отблеск воды и умеет пользоваться этим эффектом, чтобы придать всему впечатление свежести. Он избегает вычурных, фантастических форм, но любит мотивы, заимствованные прямо у природы: ряды холмов, стелющихся мягкими волнами, а в глубине - синеющие на светлом горизонте величественные очертания Альп. Иногда и у него мы встречаем "падуанские" нагромождения, но эти камни кажутся такими мягкими и легкими, что нестрашно подойти к ним. Они никому не угрожают, а скорее сулят пристанище, защиту.
В 1480 году Перуджино вместе с флорентийскими художниками, Боттичелли, Гирландайо и Росселли, был приглашен в Рим расписывать Сикстинскую капеллу в папском дворце2. Здесь он создал шесть фресок (больше, чем кто-либо из его товарищей), но три из них должны были впоследствии уступить место "Страшному Суду" Микель Анджело, и лишь "Крещение", "Обрезание сынов Моисея" и "Вручение ключей" сохранились до наших дней. При этом в первой и второй заметно сотрудничество Пинтуриккио, в третьей мастеру помогал Бартоломео делла Гатта. Композиция всех трех картин, во всяком случае, принадлежит Перуджино, и как будто всецело ему принадлежат и пейзажи на них. Фоны того же характера, что и в "серии св. Бернардина", но уже исчезла всякая робость, все ученическое; формы приобрели зрелость, полноту, и в целом заметно проведение твердой воли.
1 Атрибуция этой картины и разобранной выше серии Фиоренцо ди Лоренцо основывалась на недоразумении относительно года рождения этого художника. Считали, что Фиоренцо был значительно старше Перуджино, и на этом основании приписывали ему происхождение всего "стиля Перуджино". Сам Перуджино представлялся при этом чем-то вроде ловкого подражателя. Теперь оказывается, что Фиоренцо ровесник Перуджино или даже на несколько лет моложе его, и, сообразно с этим открытием, он из "передовых" художников очутился в разряде "отсталых".
2 Вероятно, Перуджино уже был знаменит в это время в Риме благодаря работам, которые он исполнил для абсиды базилики св. Петра и которые были окончены в 1479 году. До этого Перуджино жил временно во Флоренции. Вазари утверждает, что он - ученик Верроккио и, следовательно, товарищ по учению Винчи. Однако этому противоречит то, что во Флоренцию Перуджино попал уже готовым художником (в 1472 году он значится в качестве мастера). Кто был его учителем на самом деле, остается невыясненным. Одни называют Бонфильи, другие утверждают, что он одно время работал "под началом" Пьеро деи Франчески, третьи отстаивают, что на него имел влияние Фиоренцо ди Лоренцо. Но все это лишь догадки, не подтверждаемые документально.
Под конвоем. На грязной дороге (И. Репин, 1876) | Приезд гувернантки в купеческий дом (В.Г. Перов, 1866) | Петербургские типы (Н. Щедровский) |