Предтечи Ватто
В одну группу с разобранными только что художниками следовало бы зачислить еще нескольких мастеров, если бы, как мы уже указывали, «приближение к Ватто» в их творчестве не выразилось в слишком сильной степени. Самые устремления к «миру Ватто» выражаются в них вполне определенно, и лишь недостаток в чисто живописном даровании помешал им достичь того совершенства, которое было дано мастеру, с полным основанием считающемуся за начинателя новой эры. Эти художники сыграли и в личной жизни Ватто решающую роль. Каждого из них он мог считать до некоторой степени своим учителем, но каждого он и опередил и затмил настолько, что сейчас их творение представляется рядом с ним лишь блеклым и лишенным жизненных сил «предисловием».
Впрочем, взятые сами по себе, и Клод Одран и Клод Жилло представляются не только чарующими, но даже блестящими художниками. К сожалению только, творение обоих предтеч Ватто дошло до нас в неполном виде и до сих пор не заслужило подробного изучения. Картин Жилло и вовсе не сохранилось, и мы имеем о нем представление лишь по гравюрам, рисункам и акварельным эскизам1. Да и достоверно писанные Одраном уборы отсутствуют, зато стиль мастера нам хорошо известен опять-таки по гравюрам и по тканым шпалерам.
Из обоих мастеров ближе к общему стилю искусства XVII в. стоит Одран — член династии, давшей, между прочим, и одного из лучших гравёров Grand siecle'a, да и сам заставший еще Лебрена и даже сотрудничавший с ним2. Напротив того, Жилло — всецело человек «эпохи регентства», которую следует, кстати сказать, начинать приблизительно за десять лет до начала правления Филиппа Орлеанского3. В жизнь же Ватто оба художника вступают в обратном порядке.
1 Д'Арженвилль прямо говорит: «Ces ouvrages ont ete inhumes avec lui». Тем более интересной представляется картина, приобретенная в 1915 г. Л. К. Стефанским и выдающая такое сходство с «esprit» Жилло, что наша атрибуция мастеру представляется более чем вероятной.
2 Claude III Audran принадлежит к династии художников, ведущей свое начало от гравёров времени Людовика XIII. Сам он был сыном гравёра Жермэна и племянником знаменитого гравёра Жерара О. Клод Одран родился 25 августа 1658 г. в Лионе. Занимал в течение двадцати девяти лет место консьержа (хранителя) Люксембурского дворца. Умер мастер 28 мая 1734 г. Сейчас об искусстве О. мы можем судить по гравюрам с его декоративных панно, но в свое время многочисленные его работы украшали апартаменты Версаля, Трианона, Медона, Анэ, Марли, версальскую Menagerie. Известно также, что Риго написал портрет Депорта среди пейзажа, исполненного Одраном. Депорт, обыкновенно писавший фигуры животных в композициях Одрана, поднес этот портрет их общему начальнику Мавсару. Кроме того, Одран имел успех и своим изобретением нового способа изготовлять шпалеры посредством мелко насеченной или даже давленой (broyee) шерсти разных красок. «Красота рисунка много способствовала их успеху», прибавляет Germain Brice. См., к сожалению, очень неполное исследование Georges Duplessis в его «Les Audran», Paris, 1892 (в серии «Les Artistes celebres»). Возможно, что восхитительная серия шпалер с персонажами итальянской комедии, продававшаяся на аукционе Cronier в 1905 г., исполнена по картонам Одрана.
3 Claude Gillot родился в 1673 г. в Лангре (департамент Haute-Marne). Ученик своего отца, посредственного живописца, и Ж. Б. Корнеля — в Париже. Относительно знакомства его с Ватто существуют четыре версии. Гр. Кэдюс рассказывает, что Ватто «встретил Жилло около того времени, когда тот был принят назначенным в академики». Хронологически это, однако, недопустимо, ибо «назначение» Ж. произошло значительно позже. Согласно Жюльену, Ж. понравились несколько случайно увиденных им рисунков и картин Ватто, после чего он пригласил последнего к себе жить. Д'Арженвилль говорит, что случай доставил знакомство Ватто с Жилло. Жерсен утверждает, что Ж. был единственным учителем Ватто. Как бы то ни было, сожительство обоих художников продолжалось недолго, причем настоящая причина разрыва осталась скрытой. «Ils se quitterent mal», рассказывает Кэлюс, «et toute la reconnaissance que Watteau ait pu temoigner a son maitre pendant le reste de sa vie se bornait a un profond silence. II n'aimait pas meme qu'on lui demandat des details sur leur liaison et sur leur rupture; car pour ses ouvrages il les vantoit et ne laissoit point ignorer les obligations qu'il lui avait». Кэлюс намекает и на то, что настоящей причиной разрыва была зависть Ж., который, осознав превосходство своего ученика, далее совершенно забросил живопись и посвятил себя всецело офорту. Последнее опять-таки не совсем верно, ибо Ж., назначенный в академики в 1709 г., был принят 27 апреля 1715 г. за картину «Христос перед распятием» (однако, в качестве «peintre de sujets modernes»). Умер мастер 4 мая 1722 г. в Париже. Достоверных картин художника совсем не сохранилось. Гравёрное творение Ж. состоит из 180-ти листов; из них 60 относятся к «Жизни Иисуса Христа». Далее идут: «Scenes comiques du theatre italien», "Nouveaux dessins d'habilements a l'usage de ballets", «Livres d'ornements, trophees, culs de lampe», иллюстрации к «Fables de Houdart de la Motte» (1719). Рисунки Ж. хранятся в музеях Лувра, Шантильи, Ренна и в нашем музее Штиглица. Сто рисунков находились в одном собрании Paignon-Dijonval. См. La Touche «Notices biographiques sur С. Gillot et sur P. Ponce, Antoine Robert, peintres avec des notes de Aubin-Louis Millin etc.», Dole, 1810; Philippe Burty «Notices sur l'oeuvre et la vie de C. Gillot" в «L'Art du XIX siecle», 2-й год (1857), стр. 234, 247, 257; Ant, Valabregue «Maitres fantaisistes du XVIII s. C. G.». Paris, 1883 (выдержки из «L'Artiste"); его же «С. G.» в «Gaz. Des В. A.», 1899, I, стр. 385, II, стр. 115.
Лесной пейзаж (Сальвадор Роза) | Притча о злом рабе (Доменико Фети) | Демокрит в медитации (Сальватор Роза) |