Повлиявшие на Мурильо
Мурильо — любимец широчайших кругов публики1. Даже совершенные профаны умеют различать его произведения в общественных собраниях и обладают каким-то сравнительно глубоким пониманием художника. Это одно показывает, до какой степени Мурильо своеобразен. И, однако, странное дело: мало кто из первоклассных художников так определенно выдает свои «источники», как именно Мурильо. Впрочем, об источниках во множественном числе и не приходится говорить, ибо главным и исчерпывающим образом сказалось на Мурильо влияние ван Дейка. При этом надо только помнить, что и искусство фламандца есть экстракт из очень многих элементов, частью национальных, частью итальянских. Ван Дейк — гениальный эклектик, впитавший в себя все, что могли ему дать его здоровые, полнокровные соотечественники, утончивший затем приобретенное до предельной степени на изучении Корреджо и венецианцев и, наконец, сумевший заразиться влечениями самых передовых элементов общества как в упадочной Италии, так и при упадочном английском дворе.
До Мурильо искусство великого фламандца-декадента могло дойти окольными путями. Старинные историки сообщают, что впервые его познакомил с ним товарищ (по мастерской Хуана де Кастильо) Мойя, попавший, будучи солдатом, во Фландрию, там увлекшийся живописью Дейка, перебравшийся затем в Лондон, дабы поступить в ученики к своему кумиру, и вернувшийся в Севилью после неожиданной кончины учителя2.
1 Bartolome Esteban Murillo крещен в церкви S. Magdalena в Севилье 1 января 1618 г.; потеряв в 1627 г. отца (Гаспара Эстебана) и в 1628 г. мать (Марию Перес), юноша был отправлен своим опекуном, хирургом Хуаном Аугустином Ласаресом, женатым на Анне Мурильо, к позднему «романисту» Хуану дель Кастильо; послед ний покидает в 1639 г. Севилью, и юноша с тех пор начинает сам искать себе за работка, расписывая знамена для флота и занавеси для церквей, а также исполняя заказы для коллегии св. Фомы и для монастырей «de la Merced» и Regina Angelorum; рассказы вернувшегося из Нидерландов Мойи якобы побудили Мурильо отправиться в 1642 г. в путешествие, однако накопленных денег ему хватило лишь до Мадрида, где он сблизился с Веласкесом, открывшим для его изучения богатейшие сокрови ща живописи во дворцах; в это же время сказывается влияние на мастера Риберы, произведения которого Мурильо также мог видеть как в Мадриде, так и в Севилье; в 1645 г. М. возвращается в родной город и здесь быстро завоевывает популярность; работы, исполненные им в 1645 и 1646 гг. для монастыря Сан-Франсиско, частью еще выдают робость (особенно картина «Св. Диего насыщает бедняков», написан ная, вероятно, еще до поездки в Мадрид и находящаяся ныне в Мадридской Ака демии), в других сказывается влияние «романистов» и Сурбарана (музей в Тулузе, собрания Ford в Лондоне и P. W. S. Miles в Kings Weston); однако вскоре мастер находит вполне свой особенный стиль, и уже картины из того же монастыря Сан-Франсиско в Лувре и в Дрезденской галлерее — «типичные Мурильо», по существу мало чем отличающиеся от работ позднейшего времени; в 1646 г. Мурильо женится на донье Беатрисе де Кабрере-и-Сотомайор, а в 1648 г. у супругов рождается стар шая дочь, ставшая впоследствии доминиканской монахиней в монастыре Madre de Dios; крестным отцом старшего сына Мурильо, Габриэля, также постригшегося в монахи, был знаменитый «покаявшийся Дон Жуан Севильи XVII в.» Мигуэль Ма-ньяра, имя которого мы еще встретим в биографии Вальдеса Леаля; к 1655 г. отно сятся образа «Св. Исидор» и «Св. Леандр» в соборе; 9 марта 1656 г. (в год создания «Менин» Веласкеса) капитул собора заключает с мастером контракт, обязавший его написать грандиозную картину «Видение св. Антония» (окончена уже к 21 ноября того же года; поныне в соборе), причем Мурильо просто обозначен в договоре, как «лучший живописец города»; в 1660 г. М. избран президентом только что основан ной Академии (интриги Вальдеса Леаля заставляют его вскоре отказаться от этой должности); приблизительно с 1665 г. Мурильо начинает работать для церкви мо настыря S. Maria la Blanca, перестроенной в 1659 г. (лучшие картины ныне в Прадо и в Лувре); в том же году, 4 июня, он вступает в избранное братство «de la Caridad»; для монастыря этой же Hermandad, пользовавшейся особенными благодеяниями Маньяры, Мурильо исполняет с 1671 по 1674 гг. ряд своих шедевров, из которых некоторые остались на местах, другие украшают Эрмитаж, Прадо и лондонский Stafford House; столь же значительна была и следующая работа мастера — для мона стыря капуцинов на окраине города (ныне почти все картины в Севильском музее, главная же картина — в Кельнском музее); к концу 1670-х гг. относятся работы для августинского монастыря и для госпиталя братства «Venerables Sacerdotes»; послед ним произведением мастера является алтарь в монастырской церкви капуцинов Кадиса, во время писания которого Мурильо упал с лесов и получил тяжкие по вреждения; умер мастер вскоре после этого в Севилье, в 5 ч. вечера 3 апреля 1682 г. (жена его умерла до него); похоронен Мурильо в капелле церкви S. Cruz, в то вре мя украшенной любимой его картиной Педро Кампаньи «Снятие со Креста» (ныне в соборе). Наилучшим образом Мурильо представлен — кроме Севильи — в Прадо, в Эрмитаже и в Лувре. До XVIII в. слава мастера была скорее локального характе ра; значение же мирового художника он получает после того, как масса его картин была вывезена стараниями королевы Изабеллы Фарнезе в Мадрид. Из обширной литературы о Мурильо мы ограничимся указанием на следующие труды: D. F. М. Tubino «Murillo», Sevilla, 1864 г.; Luis Alfonso «Murillo el hombre, el artista у las obras», Barcelona, 1886 г.; С. Justi «Murillo», Leipzig, 1904 г.; A. F. Calvert «Murillo», London, 1908 г.; G. C. Williamson «M.», London, 1903 г.; A. L. Mayer «Murillo» в серии «Klassiker der Kunst», Stuttgart, 1913 г.; P. Lefort «M. et ses eleves», Paris, 1892 г.; F. A. De Valencienne «Murillo у los Capuchmos», Sevilla, 1908 г.; Curtis «Velasquez and Murillo. A descriptive Catalogue», New-York, 1883 г.; H. Knackfusz «M.» в серии «монографий Кнакфуса». Bielefeld — Leipzig, 1904; H. v. d. Gabelentz «M. als Maler Kirchlicher Visionen» в «Deutsche Revue», 1909 г., I; C. G. E. Lindner «Murillos Madonnen» в «Kunstfreund», XXIII, 1907 r.
2 Художественная личность Pedro de Moya утратила свою ясность с тех пор, как серию картин «История Иосифа» в Прадо новейшая критика отняла у него и передала Антонио де Кастильо. Едва ли можно за Мойей оставить и те мощные натуралистические портреты, которые ему до сих пор приписывались и в которых скорее нужно видеть произведения Леготе, Масо или того же Кастильо (один из них в собрании Б. И. Ханенки). Родился Мойя в 1610 г. в Гранаде; он был учеником Хуана де Кастильо, в мастерской которого художник мог встретиться с Мурильо, бывшим, однако, на много лет моложе его; страсть к путешествиям заставила мастера поступить в солдаты, и в качестве такового ему удалось посетить Нидерланды; движимый увлечением ван Дейком, Мойя отправился в Англию, где он поступил в ученики к великому фламандцу, скончавшемуся, однако, шесть месяцев спустя; в том же 1641 г. Мойя возвращается в Севилью; позже он живет в Гранаде, где и умирает в 1666 г. Произведения Мойи упоминаются в соборе Гранады, в церкви S. Augustin и в монастыре S. Trinidad. — Картины Антонио дель Кастильо в Прадо «История Иосифа», не особенно блестящие по композиции, все же, однако, интересны, как своеобразные отражения скрещивающихся влияний Фети и фламандцев на испанскую живопись. От первого идут не лишенные грации фигуры и их ритмичные группировки; от Момпера и Бриля — затейливые, выдержанные в дымчато-нейтральных тонах пейзажи. Этот Antonio del Castillo-y-Saavedra вообще интересный, но, к сожалению, до сих пор мало обследованный художник; он был сыном кордовского мастера Аугустина дель Кастильо (1565—1626, представленного в Кордовском музее несколькими картинами и рисунками) и племянником учителя Мурильо — Хуана дель Кастильо (1584 г., Севилья, — 1640 г., Кадис; ряд картин в Севильском музее и большой ретабль в S. Juan de Aznalfarrache); крещен Антонио в Кордове 10 мая 1616 г. (за два года до Мурильо); по смерти отца он переселяется в Севилью и поступает в ученики к Сурбарану; почти всю жизнь затем К. живет в родном городе, где одно время его соперником выступает его же бывший ученик Альфаро (известен анекдот о подписи Кастильо под картинами в монастыре S. Francisco: «non pinxit Alfaro»), Рассказывают, что мастер, посетив Севилью, впал в завистливую тоску при виде картин Мурильо и вскоре после того умер 2 февраля 1668 г. Известный историк Кордовы D. Enriquo Romero de Torres готовит специальную монографию, посвященную Кастильо. С именем Антонио мы еще встретимся при изучении его лучшего ученика — Вальдеса Леаля. Картины Антонио дель Кастильо имеются в Прадо (серия «Иосифа» и «Рождество Христово»), в музее Кордовы (близкое к нидерландским натуралистам «Отречение Петра») и в монастыре S. Pablo там же. Славился Кастильо и своими пейзажами, а также сценами из пастушеской жизни (cabanas). Влияние Кастильо на Мурильо Майер усматривает особенно в картине герцога Вестминстерского «Лаван в поисках за кумирами». В Эрмитаже без всякого основания приписывают Антонио картину «Встреча Марии с Елизаветой» — несомненно произведение более раннего времени (Аугустина дель Кастильо?).
Азбука Бенуа: Сласти | Азбука Бенуа: Рай-Розы | Азбука Бенуа: Фокусы-Фонтан |