Портреты и пейзажи

Эту нескончаемую цепь волов, понурые от жары позы громадных животных мы все видели на таких же несуразных и живописных улицах итальянских городов; вспоминаются гиканье и чмоканье их погонщиков, вспоминается и чисто итальянская близость уличного труда к роскошной жизни аристократов, дворцы которых высятся по сторонам ухабистой мостовой. Но гениальность Лотто выразилась именно в том, что он сумел этому "документу с натуры" придать ореол сказки и чуда. Эти волы тащат не глыбу каррарского мрамора, не воз с железом или многосаженными стволами, но они напрягают все усилия, чтобы сдвинуть с места хрупкую девушку, обреченную на смерть и позор и, однако, несокрушимо-сильную благодаря своей пламенной вере в Христа. Не сюжет, не тема здесь превратила обычную уличную сцену в мистерию, но именно своеобразные чары искусства, и особенно колдовство Лотто тем элементом, в котором он является соперником Корреджо - светом, мягкими серебристыми красками, в каждой из которых трепещет жизнь.

После длинного ряда портретов и образов, в которых все внимание мастера сосредоточивалось на фигурах, Лотто лишь к концу жизни подходит снова к таким же "пейзажным историям" в картинах, сохраняющихся в архиепископском дворце в Лорето и писанных в 1554-1556 годах во время пребывания художника в "святом городе"1. Среди этих картин особенно поражают "Жертва Мельхиседека" и "Сретение", о котором Беренсон говорит, что это одно из величайших достижений (achievements) мастера и наиболее современная из всех картин, писанных старыми итальянцами. По композиции оба произведения подходят к интарзиям в Бергамо, но по исполнению они совершенно исключительны, и если что вспоминается нам при виде их, то это произведения главных художественных героев наших дней - Дега, Мане и Гойи. Дега (или Вермэр) мог бы подписаться под верхней частью "Сретения", где изображен алтарь Соломонова храма в виде глубокого, полутемного и лишь спереди получающего свет помещения. Напротив того, нервная, импрессионистская живопись фигур напоминает Мане и Гойю. Больше всего, однако, и здесь поражает "световедение": нежность оттенков, серая благородная "пленэристская" серебристость всего, передача вибрации воздуха при полной отчетливости контуров (вся архитектура безупречно начерчена); и рядом с этим - смелые удары красок, выдающие мастера, который иногда представляется осторожным, но только вследствие изощренности своего вкуса, благодаря сознанию полноты своей силы, сдерживаемой каждый раз, когда этого требуют чисто художественные соображения.


1 Таково, по крайней мере, мнение Беренсона, который, однако, сам указывает, что подобные же сюжеты помянуты Лотто под более ранними годами в его счетной книге (libra dei conti). Относит же Беренсон эти картины к годам в Лорето на основании разбора их живописных особенностей. Сношения Лотто с Лорето и вообще с городами "Марок" начинаются еще до посещения мастером Рима. Очень много создано им в разные годы для Лорето, Иези, Анконы и Реканати. Вообще же для биографии мастера важны следующие моменты, подтверждаемые произведениями и архивными документами: пребывание в Тревизо с 1503 по 1505 г.; алтарная картина для Азоло, 1506 г.; картина для Реканати, 1508 г.; пребывание в Риме в 1509 г. (он расписывал верхний этаж Ватикана, за что ему было уплачено 9 марта и 18 октября); "Положение во гроб" в Иези, 1512 г.; алтарные картины в бергамском San Bartoloinmeo, 1513 и 1516 гг.; прекрасные запрестольные образа там же в San Bernardino и San Spirito, 1521 г.: картоны для интарзий 1523-1530 гг.; фрески в Трескорре, 1524 г.; "Св. Христофор и св. Себастиан" в Бергамо, 1531 г.; того же года большое "Распятие" в Монте С. Джусто близ Анконы; "Глорификация Св. Доминика" в Чипголи, 1539 г.; "Pieta" в БрерТ), 1545 г.; "Слава Св. Антонина" в венецианской церкви "Santi Giovanni e Paolo", 1547 г.; вторичное пребывание в Тревизо с 1542 по 1545 г.; "Мадонна с ангелами" в анкопской Santa Maria dеlla Piazza, 1549 г.; пребывание в Анконе до августа 1552 г., когда он переселился в Лорето. 8 сентября 1554 г. он уже предоставил "себя и все свое имущество в распоряжение "Святого Дома". Умер Лотто между 18 сентября 1556 г. и 1 июля 1557 г. в Лорето.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Венецианский праздник XVI века. 1912 г.

Комната Арапа. 1917 г.

Большой театр в Петербурге. 1945 или 1946 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Венецианская живопись «Золотого века» > Лоренцо Лотто > Портреты и пейзажи
Поиск на сайте   |  Карта сайта