Пейзаж в творчестве Корреджо
Роль Корреджо в истории пейзажа в тесном смысле может показаться, на первый взгляд, незначительной. Многое из того, что было найдено именно им, мы встречаем в более разработанном виде у венецианцев, и особенно у Лоренцо Лотто, с которым у Корреджо столько точек соприкосновения. И у Корреджо пейзаж как бы принесен в жертву действующим лицам. Главное и для него - фигура: мягкое, нежное, согретое солнцем тело, или жесты, взгляды и улыбки его героев и героинь. Однако если углубиться в изучение искусства Корреджо, то убеждаешься в его удивительном чувстве природы вообще, в том, что именно этой чертой он приближается к Винчи.
В ранних картинах волшебного художника пейзаж более значителен, но еще не вполне связан с фигурами. Последние расставлены по авансцене, и как-то отдельно от них задуманы и выполнены фоновые декорации. Зато какая прелесть эти фоны, взятые сами по себе: тревожный с приближающейся бурей вечер в "Рождестве" (картина, поступившая в Бреру из галереи Креспи), или романтический уют гористого пейзажа в "Бракосочетании св. Екатерины" (собрание Рейзингер в Вене), или еще печальный туманный пейзаж в картине собрания Бенсон в Лондоне "Прощание Христа с Матерью". Трогательное впечатление в этих юношеских картинах Корреджо производит и то чувство интимности, которое связывает его искусство с венецианцами и которое сказывается как в общем, так и в некоторых частностях, например, в плетне, замыкающем первый план в "Рождестве", или в густой лесной чаще, служащей завесой к группе "Отдых Святого Семейства" (Уффици), или, наконец, в кролике, который подкрался к дремлющей Божьей Матери в чарующей картине Неаполитанского музея "La Zingarella". В смысле техники всюду уже обнаруживается рука бесподобного мастера, и лишь некоторая чернота в тенях и резкость освещенных частей выдают его неопытность.
В дальнейшем Корреджо зреет и совершенствуется с поразительной последовательностью. Почти одновременно с "Сикстинской Мадонной" Рафаэля он создает в 1514 и в 1515 годах для Сан-Франческо в Корреджо свою "Мадонну св. Франциска" (ныне в Дрездене). Эта картина отличается от последующих его произведений известной осторожностью в постройке композиции и в жестах изображенных лиц, но в то же время она поражает той совершенной свободой, с которой все исполнено, с которой налажен ритм линий и форм и с которой выдержан эффект центральной фигуры, светлым силуэтом выделяющейся на озаренном фоне1.
Архитектурная сторона этого образа еще напоминает в общих чертах приемы феррарцев и венецианцев кватроченто, к которым они прибегали при создании традиционных алтарных картин, изображающих Богородицу на троне.
Однако как удивительно здесь "наполнились" формы ионических колонн, образовывающих перистиль, под которым восседает Мария, и какими изнеженными кажутся все мотивы, образующие подножие ее престола: плоский, во вкусе Ломбарди, орнамент, тонкие профили карнизов, овальная рама с камеем, представляющим Моисея, и два нагих мальчугана, служащих живыми кариатидами по сторонам пьедестала.
"Мадонна св. Франциска" открывает ряд зрелых произведений Корреджо, но и от нее до его дальнейших достижений какое еще расстояние! В своем шатровом плафоне для аббатства Сан-Паоло в Парме он создает нечто совершенно своеобразное в декоративном отношении, какую-то прелестную шутку, в которой все кажется правдоподобным и даже отвечающим требованиям реализма, и в которой, однако, все части связаны в одно целое произволом самой свободной фантазии.
Такую же смесь правды и сказки обнаруживает и его фреска в пармском Сан-Джованни и его знаменитый купол в пармском Дуомо. В картине "Noli me tangere" (Мадрид) фигуры несколько жеманны и приторны, но в пейзаже еще никто до него не достигал такого правдивого впечатления утренней свежести, и никто даже среди венецианцев не передавал так поэзию густых буковых рощ, выделяющихся компактной массой на белеющем небе.
1 Вспомним, что "Сикстинская Мадонна" Рафаэля, время написания которой в точности не известно, была исполнена не для Рима, а для Пиаченцы, находящейся в расстоянии всего каких-то девяноста километров от Корреджо, что и там мы видим аналогичный эффект светлой фигуры, выделяющейся на еще более светлом фоне, что и там мы встречаем какую-то совершенно особую "церковную театральность", лишенную, впрочем, всякой подстроенности. Судьба свела обе картины, созданные двумя величайшими художниками Возрождения, представителем "здоровья" Ренессанса и представителем его "болезни", которая уже стала подтачивать художественную культуру, в Дрезденской галерее. "Сикстинская Мадонна" попала прямо из Пиаченцы, "Мадонна св. Франциска" Корреджо была обманным образом приобретена моденским герцогом и в составе Моденской галереи перешла в середине XVIII в. в собственность Августа III.
Азбука Бенуа: Ч | Азбука Бенуа: Х | Азбука Бенуа: Ф |