Пейзаж Аннибале Караччи

Бегство в Египет (Аннибале Караччи) Только что сказанное находит себе подтверждение и в том, что Аннибале создал целый ряд выдающихся пейзажей; пейзажной живописью не брезговал, впрочем, и Агостино, а за ним и наиболее верные последователи Караччи - Доменикино и Альбани. Сохранилось очень много рисунков братьев Караччи, частью "этюдного характера", а частью и прямо этюдов с натуры. Правда, в сравнении с Тицианом и Кампаньолой эти рисунки поражают известным холодом, но в некоторых отношениях - например, в разработке планов - они часто обнаруживают более внимательное отношение к "архитектуре" природы, нежели всегда пламенные и несколько неряшливые "наброски" венецианцев. Большое значение эти строгие и ритмичные рисунки имеют и в истории стильного "героического" пейзажа.

Прямо от Тициана путь лежит, минуя Караччи, к Рубенсу, к фламандцам, голландцам и ко всему реализму XIX в. Что же касается Караччи, то они, "очистив" венецианский вкус посредством изучения классиков флорентийской и римской школ (еще до поездки в Рим они могли с ними познакомиться как в коллекциях и церквах Болоньи, так и по гравюрам), проложили путь к Пуссену и к Клоду Лоррену. В сущности, ими совершено по отношению к формам неодушевленной природы то же самое, что было достигнуто Рафаэлем в человеческих фигурах и в архитектуре. Формы природы у Караччи получают каноническую зрелость красоты. Выгодно при этом пейзажи Аннибале отличаются и от работ условных маньеристов, которых народилось (отчасти под влиянием виртуозов-нидерландцев) огромное количество к концу века. Его пейзажи тоже не лишены условности, но последняя базируется у него на толковом знании, а не на "каллиграфическом" щегольстве. И у Аннибале многое сводится к схемам, но эти схемы не забавный росчерк, а плод усердного изучения как самой натуры, так и произведений наиболее строгих ее изобразителей1.

Среди написанных пейзажей Аннибале особенно хороши несколько картин в Лувре, вообще представляющем наиболее полное, после Болоньи, собрание живописи академиков. Здесь поэтичный "Концерт на воде" (ныне, если не ошибаемся, отложенный в запас), здесь же две парные картины: "Охота" и "Рыболовство", в которых совершенно ясно сказалось и влияние Бассано и Мельдолы, и впечатления от немецких и нидерландских гравюр. Особенно хороша последняя картина, в которой ряд мотивов взяты прямо с натуры (например, деревушка слева на холме, ближе прозрачные ветлы, и на первом плане - запруда). В более "возвышенном" характере исполнены пейзажи в галерее Дориа (Рим), населенные фигурами, разыгрывающими сцены из Священного Писания. Это уже "совершенные Пуссены". Венецианские, феррарские и нидерландские мотивы соединяются в грациозные, строго соразмерные в своих частях, целостности; найдена и необычайно красивая пропорция фигур к массам неодушевленной природы.


1 Достоверные пейзажи Агостино, кроме гуаши "Купальщицы" в Питти, мне неизвестны, но возможно, что написанные им пейзажи идут за произведения более знаменитого его брата.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Las Filanderas (Д. Веласкес)

Подвиг купца Иголкина (Шебуев В.К., 1839 г.)

Арка Главного штаба. 1941 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Носители академических принципов > Пейзаж Аннибале Караччи
Поиск на сайте   |  Карта сайта