Новый тип живописи (или «Школа Венецианова»)

Утро помещицы (А.Г. Венецианов, 1823) Венецианов сознавал свою обособленную значительность и стремился укрепить на родной почве насажденное им искусство. При этом он даже отважился вступить в некоторую борьбу с Академией и создал свою собственную академию, в которой единственным руководством он выставлял внимательное изучение природы. Нашлись и покровители этой затеи, и одно время школа Венецианова процветала. Из нее вышли Плахов, Зарянко, Крылов, Михайлов, Мокрицкий, Крендовский, Зеленцов, Тыранов, Щедровский, все люди скромные, невидные, но передавшие потомству очень верный облик своего времени.

Среди них особенной тонкостью отличались Крылов (1802-1831) и Тыранов (1808-1859); больше же всего сделал Щедровский, оставивший длинный ряд типов гоголевского Петербурга. К сожалению, крепких корней школа Венецианова пустить не успела, и сам мастер на старости лет должен был видеть, как лучшие его ученики, ослепленные успехами Брюллова, изменяли ему и переходили один за другим в мастерскую автора "Помпеи", где они быстро теряли свою свежесть и превращались в холодных и напыщенных академиков. Верным учеником Венецианова остался лишь один Зарянко (1818-1870), хороший техник, но, к сожалению, очень ограниченный человек, превративший живые наставления своего учителя в неподвижную и мертвую формулу. Портреты Зарянки безупречно нарисованы и написаны с замечательной методой, но по своей сухости и безжизненности они напоминают раскрашенные фотографии.

Отдельно от Венецианова, в первой половине XIX века работали еще несколько реалистов, занимавшихся, впрочем, почти исключительно портретом. К ним принадлежат Варнек (очень жизненный художник и отличный рисовальщик, к сожалению, обладавший неприятным колоритом) и тонкие акварелисты: П.Ф. Соколов, М. Теребенев и А. Брюллов. Несколько первоклассных interieur'oв написаны, совершенно в духе Венецианова, и графом Ф.П. Толстым. В них суровая обстановка empire смягчена милой и задушевной уютностью в исполнении. Это одни из самых трогательных картин в русской живописи.

В 20-х годах видную роль на Западе стал играть так называемый "жанр", т.е. сентиментальные, смехотворные или нравоучительные рассказы из жизни, переданные в картинах. К нам этот тип живописи был занесен в 30-х годах. Он приобрел несколько последователей среди русских художников: рано скончавшегося Штернберга, отчасти Неффа, несколько позже Ив. Соколова, Трутовского, Чернышева и других. Их искусство отличалось от венециановского тем, что главной их задачей была уже не самая живопись, а тот или иной сюжет, рассказанный посредством живописи7. Ими были положены первые основания к "содержательному искусству", и в скором времени, опять-таки вослед Западу, у нас расцвел и реализм на тенденциозной подкладке.

Семья автора (Граф Ф. Толстой)Тенденция охватила почти все следующее поколение художников. В стороне остались лишь верные сыны Академии да такие художники, которые по самому существу своей отрасли должны были оставаться в пределах простой передачи природы: пейзажисты и портретисты (среди последних Зарянко и талантливый, ловкий Макаров). Особое еще место занимает, впрочем, и великолепный, хотя чрезвычайно неровный Петр Соколов (1821-1899). Он из всего ряда художников 40-х - 70-х годов один остался верен живописи и ее прямым задачам. К сожалению, Петр Соколов был человек слишком беспорядочный, и на творчестве его эта черта отразилась красноречивым образом. Огромное большинство его вещей - импровизированная безвкусица. Лишь некоторые его портреты, некоторые унылые типично русские пейзажи, некоторые его охотничьи сцены показывают его нам как большого мастера и истинного художника. Рядом с ним можно еще назвать Сверчкова (1818-1891), художника не особенно даровитого и умелого, но все же создавшего себе особую отрасль и выразившего в ней свою простодушную любовь к "русской лошадке".

Родоначальником тенденциозной, "идейной" живописи в России был П.А. Федотов (1815-1852), бедный офицер, пылкий энтузиаст искусства, обратившийся к "мелкому" роду бытовой живописи отчасти потому, что более "серьезные" и высокие задачи были ему - дилетанту-самоучке - недоступны. Впрочем, немаловидную роль в формации таланта Федотова играли и условия его жизни. Сын скромного офицера в отставке, Федотов вырос в полупровинциальном приволье, среди характерной своеобразной обстановки московского мещанства. Здесь Федотов мог до самых корней познать все особенности нравов захолустных обывателей. В корпусе и, позже, в обществе своих товарищей он познакомился со столь значительным в николаевские времена миром военщины. Наконец, с художественным миром он пришел в соприкосновение вполне сформированным человеком, когда ему уже было поздно учиться вновь, когда все понятия его сложились и у него выработалась собственная манера схватывать и запечатлевать явления.

Петербургские типы (Н. Щедровский)
Петербургские типы.
Н. Щедровский.

Петербургские типы (Н. Щедровский)
Петербургские типы.
Н. Щедровский.

Петербургские типы (Н. Щедровский)
Петербургские типы.
Н. Щедровский.


Петербургские типы (Н. Щедровский)
Петербургские типы.
Н. Щедровский.

Портрет семьи Турчановых (Зарянко С.К., 1848)
Портрет семьи Турчановых.
Зарянко С.К. 1848 г.

Прогулка (П.А. Федотов, групповой портрет, 1837)
Прогулка. П.А. Федотов.
Групповой портрет, 1837 г.


Предыдущая глава

Следующая глава


Купание нимф (Б. Луини)

Последний день Помпеи (К.П. Брюллов, 1833)

Павильон. 1906 г.


Главная > Книги > Русская школа живописи > Реализм и направленство > Новый тип живописи. (или «Школа Венецианова»)
Поиск на сайте   |  Карта сайта