Незаметные таланты
Не более справедливой оказалась новейшая критика и к "кругу Тинторетто". Значительнейший в свое время мастер Якопо Пальма - Младший, любимец правительства и церковных сфер Венеции, цитируется вскользь и то лишь в качестве племянника старшего Пальмы, которого в свое время "Pаlma Giovine" совершенно затмил1. Правда, далеко Пальме-младшему до той силы воображения, до той пламенности красок, которые нас восхищают в Тинторетто, но все же нельзя отнять у него совершенно исключительную его находчивость в композиции, и часто картины мастера отличаются подлинной красотой красок. И техника Пальмы полна больших достоинств - она сочная, густая и в то же время легкая, а рисунки мастера, воспитанного на изучении флорентийцев, Пармеджанино и Тинторетто, пленяют своей гибкостью и нервностью даже в соседстве с рисунками последних двух художников.
На основании хотя бы одной серии одиннадцати картин, украшающих наус церкви San Pietro в Перуджии, достойно "возвращения" в историю живописи и имя Антонио Вассилаки, известного под прозвищем "Алиензе"2. Некоторые из этих огромных композиций, несмотря на копоть и грязь, производят все еще сильное впечатление и доказывают, что этот соотечественник Греко "сумел понять" возвышенную фантастику Тинторетто в его циклах Скуолы Сан-Рокко. Замечательны здесь декорации и своеобразные эффекты освещения: дерево, почти наполовину заполняющее композицию "Въезда в Иерусалим", лесистая местность на картине "Воскрешение Лазаря", серая зала с темной панелью на картине "Пир в Кане", колоннада с садом на картине "Христос в гостях у фарисея", особенно же сумрачный грозовой эффект и зеленоватый отблеск на покрывшейся кругами реке в картине "Крещение Господне"3.
Доменико Тинторетто достался незавидный удел значиться в истории искусства в качестве "сына знаменитого человека"4. Между тем и он, если не может быть зачислен среди пионеров и гениев, все же заслуживает внимания как превосходный мастер, большой знаток своего дела, свободно распоряжавшийся всем огромным художественным достоянием, которое он унаследовал от отца. Не подлежит также сомнению, что ряд поздних картин Якопо, и среди них едва ли не все работы для Дворца дожей, исполнены при ближайшем участии сына, если не исключительно им по эскизам отца. Из самостоятельных работ Доменико нельзя пропустить такие монументальные и красивые произведения, как ряд портретов дожей и сенаторов, как огромный плафон в "Зале Сената" Дворца дожей (считавшийся произведением Якопо), как "Магдалина" Капитолийской галереи и т.д. Лишь некоторая чернота теней и разъединенность в композиции указывают на то, что в этих картинах мы не имеем перед собой произведения самого Якопо.
1 Якопо, сын Антонио (племянник Джакомо Пальмы-Старшего), родился в 1544 г. Ученик своего отца: пятнадцати лет он попал, благодаря герцогу Урбинскому, в Рим, где он провел восемь лет. Здесь Пальма изучал, главным образом, "киароскуро" Полидоро. Около 1570 г. он вернулся в Венецию и очень быстро попал под влияние Тинторетто. Дружба со всемогущим скульптором Виттория была для него главным источником заказов. Умер Пальма в 1628 г. Из его бесчисленных картин назовем: "Две сцены из Апокалипсиса" в Академии, "Крещение св. Екатерины" в церкви этой святой, створки органа в S. Zaccaria, ряд картин в S. Giacomo, мозаики по его картонам в S. Marco. "Четыре века" в Мантуанском замке.
2 Antonio Vassilacchi (или Varsibracci) - грек по происхождению, род. в 1556 г. на острове Милос. Он был учеником Паоло Веронезе. В 1574 г. Алиензе сотрудничает с Тинторетто и Веронезе по украшению арки в честь Генриха III. После путешествия в Рим, где он изучал Микель Анджело, В. всецело примыкает к Тинторетто. Умер в Венеции в 1629 г.
3 Хорошим художником, судя по картине в "Зале Сената" Дворца дожей, представляется и ученик Алиензе - Томазо Доллабелла, автор несколько путанного, но роскошного плафона в Sala de' Pregati. Доллабелла (1580-1630) был приглашен ко двору польского короля Сигизмунда III, где он главным образом писал портреты.
4 Доменико родился в Венеции в 1562 г. Он был учеником своего отца. Славился главным образом своими портретами, но написано Доменико немало и картин с религиозными и мифологическими сюжетами. Сестра его Мариетта (1561-1590) была также хорошей портретисткой. Филипп II тщетно старался ее пригласить к своему двору.
Флот царя Салтана (С.В. Малютин, иллюстрация) | Фрески в кафедральном соборе в Кремоне (Джилорамо Романино) | Поклонение волхвов (Роже ван-дер Вейден) |