Начало пути, работа над картинами
Сам Леонардо, уроженец маленького городка Винчи (на севере от Эмполи и в нескольких часах от Флоренции), значится среди учеников Андреа дель Верроккио, в мастерскую которого он был определен своим отцом - нотариусом синьории, сэром Пьеро Антонио. Вазари рассказывает, что юный еще тогда, но уже знаменитый во Флоренции Андреа, вокруг которого группировалось все, что было самого талантливого в городе, и под руководством которого производились самые разнообразные работы как в металлах, камне, так и на бумаге, на холсте и на досках, был изумлен, увидав работы Леонардо, сделанные юношей еще в Винчи.
К Верроккио Леонардо мог поступить в 1468 г., и уже в 1472 г. двадцатилетний юноша сделался мастером, т.е. прошел весь обычный курс учения, который при нормальных условиях длился 6 лет. Вне всякого сомнения, между учеником и учителем установились при этом самые тесные отношения. Однако ныне, за неимением положительных данных, эти отношения истолковываются по-разному. Одни хотят видеть в Леонардо более совершенного последователя Верроккио, другие, наоборот, объясняют некоторые черты сходства в произведениях обоих художников влиянием ученика на учителя1.
В подтверждение последнего мнения можно отметить, что в картине Верроккио "Крещение", кроме ангела на первом плане, написанном, как известно, Леонардо, еще некоторые особенности указывают на значение ученика Леонардо в мастерской своего учителя2 - это вся композиция этой картины, место, занимаемое фигурами в пространстве и, главным образом, само это "пространство" - пейзаж, полный какой-то особенной зачарованности. Слева стоит пальма, которая своим "жестяным" видом выдает 1470-е годы. Она одна свидетельствует о том, что живопись Флоренции того времени вообще еще не далеко ушла от архаических приемов Гоццоли в палаццо Медичи. Но сейчас же за пальмой уходит в глубину какое-то "царство снов", какая-то вымышленная и в то же время вполне убедительная страна, несомненно родственная тем пейзажам-сновидениям, которые встречаются на позднейших уже достоверных картинах Леонардо3.
Нескончаемы те споры, что ведутся относительно атрибуции Винчи двух картин, написанных на сюжет Благовещения (одна, маленькая, - в Лувре, другая, значительно больше, - в галерее Уффици). И действительно, черты изощренного вкуса сплетены в них с чертами, выдающими какую-то наивность, робость и прямо техническое неумение. Однако как только мы захотим остановиться на каком-либо имени среди живописцев Флоренции, принадлежащих к "прелеонардовскому" кругу, так ни одно из них не оказывается достойным этих творений, и все говорит за то, что более правы те, кто видят в них произведения Леонардо4. Против Леонардо говорит весь слишком "неподвижный" стиль обеих картин, их слишком простая "барельефная" композиция и, наконец, особенно убедительно - пейзаж. Глядя на жесткие, примитивные фоны этих картин, как-то не верится, что они писаны тем же мастером, который написал фон "Крещения" и кем создано то исключительно новое, что здесь проявилось. Грузные, "непонятные" формы гор, виднеющихся из-за парапета замкнутого сада Марии в "Благовещении" галереи Уффици, наводят на предположение, что это парафраза менее тонкого художника на тему, сочиненную Леонардо.
В высшей степени важно, для характеристики Леонардо, что первое вполне достоверное его произведение (рисунок пером, хранящийся в собрании Уффици и помеченный 1473 годом) - пейзаж, изображающий довольно сложный гористый вид. Иные хотят здесь видеть местность в Луккской области, другие определяют его как местность близ Монтелупо с пизанскими горами вдали. Но, во всяком случае и несомненно, перед нами настоящий в "современном смысле слова" этюд с натуры, опережающий подобные же этюды Дюрера лет на двадцать.
Не все одинаково удалось Леонардо. Особенно поражает своим условным приемом рисунок деревьев в виде каких-то вееров и ошибка в перспективе замка, расположенного по склону скалы слева. Однако в общем весь рисунок свидетельствует об остром наблюдении природы и об удивительном чувстве пластики. Массы расположены в стройном порядке, все держится, все скреплено, во всем сказывается обостренное чувство пространства. При этом прекрасно переданы в одних линиях различные подробности: поток между двумя утесами, цепи холмов и равнина, уходящая в бесконечную даль. Возможно, что мы имеем здесь лишь случайно уцелевший листок из этюдника Леонардо, который был полон подобных же рисунков. Благодаря таким этюдам, в которых Леонардо старался отдать себе отчет во всякой форме и в их взаимоотношении, он должен был приобрести то знание природы, которое позволило ему уже в самом своем раннем произведении живописи, в пейзаже "Крещения", создать столь чарующее и убедительное целое.
1 К этим чертам относятся затейливый и в то же время плавный способ драпировать фигуры, хитрые прически на женских головах, уже встречающиеся в созданиях Верроккио, и "леонардовская улыбка" (например, в статуе "Давид"). Кроме того, сохранилось известие, что ангела на картине Веррокио "Крещение" писал Леонардо.
2 Вазари передает, будто Верроккио забросил совершенно живопись (к которой он обратился довольно поздно), увидев себя превзойденным своим учеником.
3 Главный мотив пейзажа на "Крещении" состоит из полноводной широкой реки, текущей под вечерним небом среди острых скал. Прелестная долина со снежными горами на горизонте виднеется и справа от фигуры Спасителя. Однако ближе этот мираж-действительность уступает черствой примитивной кулисе с ее гранеными скалистыми пластами и со стрижеными игрушечными кипарисами, и известная робость сказывается в "падуанских" камушках первого плана и в неправдоподобной передаче воды, через которую просвечивают ноги Крестителя и Христа.
4 Черты сходства с приемами мастерской Гирландайо заставили некоторых ученых отдать картину в Уффици сыну Доменико - Ридольфо; другие видят в них произведения Верроккио или Креди.
Ораниенбаум. Кабинет "Обезьян" в павильоне Катальная гора. 1900 г. | Зал родового замка Боротин. 1908 г. | Петергофский дворец. 1901 г. |