Монументальная стильность
Одному из брешианцев удалось, соединив солидное, "крепкое" мастерство и строгий реализм Савольдо с красочным блеском Романино, все же сообщить этим особенностям возвышенный оттенок и выработать нечто редчайшее для всей живописи венецианского круга - выдержанную монументальную стильность. Этот восхитительный мастер - Алессандро Бонвичино, известный более под прозвищем Моретто да Брешия1. Если Савольдо примыкает к Пальме, а Романино - к Порденоне, то Моретто можно сравнить с "мистиком" Джорджоне. Но эта мистическая нота выражена у Бонвичино не столько в композициях или в "декорациях", сколько, отчасти, в типах действующих лиц, а главное, в чудесном колорите. Изредка Моретто создает и фантастические пейзажи с уклоном скорее к романтике Феррары или Нидерландов, нежели к жизненной чувственности Венеции2.
Впрочем, на поверхностный взгляд, к характеристике Моретто могла бы подойти и характеристика Савольдо, настолько слова вообще плохо выражают особенности живописи. Моретто тоже "корпусный" мастер, увесистый в формах, несколько "неповоротливый" в движениях. Но более внимательное ознакомление с лучшими оригиналами того и другого мастера указывает на существенное между ними различие. Одна знаменитая "нежно звучащая" зеленоватая серебристость Моретто, которую он должен был передать своему лучшему ученику Дж. Б. Мороне3, отводит ему особое место и сообщает его картинам, несмотря на грузность форм, тонкую и возвышенную поэтичность. Но и другие черты творчества выделяют Моретто из ряда современников. В композициях он ближе других подходит к формулам равновесия и заключенности, найденным тосканцами и римлянами4. При этом он избегает разных световых эффектов, которыми Савольдо любит лепить формы, доводя их часто до чего-то навязчивого. Моретто - один из самых сдержанных художников севера Италии. Он весь занят преследованием меры как в красках, так и в линиях и массах. При этом, однако, его никак нельзя упрекнуть в апатичности. Напротив того, пламенная темпераментность скрывается под внешним "равнодушием" и изредка прорывается наружу, создавая тогда вещи, которые могут соперничать с самыми поэтичными произведениями Джорджоне и Тициана и в то же время имеют в себе нечто, сближающее их с Рафаэлем.
К сожалению, чтобы судить о мастере, недостаточно знать картины, разбросанные по галереям Европы и, в частности, Италии, а нужно видеть создания Моретто, оставшиеся на своих местах в церквах Брешии и ее окрестных местечек. Каким-то чудом родной город сумел сохранить за собой лучшие произведения прославившего его мастера. Даже грандиозная "Святая Юстина с единорогом" Венской галереи не дает о нем настоящего представления5. Полную меру своего мастерства и понимания красоты Моретто дал в ряде алтарных образов в Duomo Vecchio, Santi Nazarro e Celso, San Clеmente (где он и похоронен) и S. Giovanni Evangelista, а также в гениальной картине "Явление Богородицы деревенскому мальчику" в местечке Пантоне.
1 Alessandro Bonvicino принадлежит к семье, происходящей из Ардезио близ Бергамо, переселившейся еще до рождения художника (в 1456 г.) в Брешию. Судя по показанию 1548 г., Алессандро родился около 1498 г. в Брешии, где и прожил почти всю жизнь. Лет восемнадцати, в 1516 г., он сотрудничал с Феррамолой в росписи органных дверок для церкви в Ловере, но был ли он учеником этого мастера, в достоверности неизвестно. В самых ранних картинах замечается в его искусстве "рафаэлесский привкус", но заключать из этого, что мастер посетил в молодых годах среднюю Италию, опрометчиво, ибо он мог ознакомиться с новым "римским" стилем из творчества художников Феррары (Гарофало), Вероны (Карото) или Фриуля (Морто да Фельтре). К 1518 г. относится его картина в Бергамской галерее "Христос с крестом и даритель". В 1521 г. мы застаем Моретто сотрудничающим с Романино в украшении живописью капеллы Corpus Domini церкви S. Giovanni Evangelista; в 1530 г. им написана картина в San Francesco "Св. Маргарита"; к 1539 г. относится "Мадонна со св. Николаем" в Бренианской галерее, к 1540 г. - образ "Богородицы со святыми" в веронском San Giorgio, к 1542 г. - "Богородица во славе" Брешианской галереи. В это время он входит в сношения с Аретином и, как кажется, сближается с Тицианом; около 1544 г. написан (для Монселиче) шедевр мастера - "Магдалина у ног Христа", ныне украшающий трибуну церкви Santa Maria dеlla Pieta в Венеции; в октябре 1554 г. окончена "Pieta", бывшая в собрании Вебера в Гамбурге, подписанная характерными для Моретто словами: "Factus est obediens usqxie ad mortem". Два месяца спустя (29 декабря) мастер скончался. Из немногочисленных учеников Моретто, ближе всего к нему подходит знаменитейший портретист XVI в. бергамец Джованни Баттиста Морони (1520-1578), о котором мы пространнее будем говорить во второй части нашего исследования.
2 Совершенно нидерландский пейзаж, во вкусе Боутса и предвещающий Момпера, стелется, например, в фоне картины Неаполитанского музея "Христос у колонны".
3 Со своим предполагаемым учителем, Феррамолой, Моретто ничего не имеет общего. Мало общего и между гаммой Романино и Моретто. Краски последнего абсолютно своеобразны, и аналогию к ним можно найти лишь в явлениях совершенно с ним не связанных - у Греко, Бассано, Рембрандта, Вермэра, Дега и т.д.
4 У него попадаются даже заимствования с композиции Рафаэля и Микель Анджело (напр., на картинах "Избиение младенцев" в церкви С. Джованни и "Пьянство Ноя" в собрании Фенароли в Брении). Насколько Моретто шел странным и особенным путем, указывает то, что рядом с "римскими" отражениями встречаются и прямая их противоположность - чисто германские, и это на протяженна всего его творчества. Так, напр., мантия Пресвятой Девы в образе веронского Сан Джордже точно целиком скопирована с Дюрера. В свою очередь, этот германский оттенок Моретто как бы предвещает назарейцев XIX в., также преследовавших цель связать воедино "Дюрера с Рафаэлем" (напр., образ в Пантоне).
5 Лично у меня нет полного убеждения, что эта превосходная картина - оригинал. Ей недостает обычной у Моретто "эмальности" красок, да и общий тон ее впадает скорее в черноватость, нежели в серебристость. Между тем картина, судя по костюму коленопреклоненного жертвователя, принадлежит, самое позднее, к 1530 г., т.е. к самой цветущей поре деятельности мастера. О красоте живописи Моретто можно судить, кроме Италии, по большому берлинскому образу "Божья Матерь с картезианцами", по образу во Франкфурте и по эрмитажной "Вере". Дивные два портрета Моретто принадлежат также к драгоценнейшим жемчужинам Лондонской галереи.
Прогулка короля. 1896 г. | Версаль. Оранжерея. 1906 г. | Свадебная прогулка. 1906 г. |