Хуан Баутисто Майно
Значительная роль в насаждении в Испании искреннего, простого и основанного на изучении жизни искусства принадлежит, по всей вероятности, и монаху Хуану Баутисте Майно, но, к сожалению, крайне ограниченное количество сохранившихся его работ и неизвестность точной даты и точного места рождения художника не дают возможности определить значение его среди других мастеров1. Несколько ясных, чуть суховатых, но все же превосходно исполненных картин Майно, из которых одна досталась Эрмитажу, рисуют его нам, во всяком случае, как последователя Караваджо. В биографии же художника особенно важно отметить, что он был учеником Греко2, и еще более то, что он был приглашен учителем рисования к юному принцу, ставшему впоследствии «королем Веласкеса» — к Филиппу IV. Известно дальше, что Майно пользовался большим влиянием на своего воспитанника, и весьма возможно, что именно благодаря ему Филипп обнаружил такое горячее увлечение живописью и такое тонкое чутье в выборе окружавших трон талантов, с явным предпочтением при этом натурализма, оставляя без особого внимания ту академическую дисциплину, за которую ратовали Кардуччи, Пачеко и другие теоретики и которая обыкновенно более всего приходится по вкусу правителям.
1 Принято считать, что fray Juan Bautista Mayno родился в 1569 г.; но место его рождения вызывает споры; согласно Норберто Каимо, он родился в Италии, и к этому мнению присоединяется граф де Седильо; по другим источникам, Майно родился в Толедо. Также и вопрос о художественном воспитании мастера далеко не выяснен. Согласно Сеан-Бермудесу, он был учеником Греко; согласно Хусепе Мартинесу, он был учеником и приятелем Караччи и Гвидо Рени; с другой стороны, самые произведения Майно устанавливают теснейшую связь его с живописью первого периода Караваджо. В 1611 г. капитул (Cabilda) Толедского собора заказывает ему картины, изображающие «Житие св. Ильдефонса» (если мы не ошибаемся, до сиx пор находятся в этом храме); около этого же времени М. поступает в доминиканский орден и поселяется в толедском монастыре San Pedro Martyre (в церкви этого святого была картина Майно «Св. Петр», и из этой же церкви происходит прекрасная картина в Прадо «Поклонение волхвов»).
Слава о даровитом мастере-монахе достигла двора, и это побудило Филиппа III приставить Майно наставником к наследнику престола, ставшему впоследствии Филиппом IV. Позже Майно занимал при короле должность руководителя всех художественных работ по дворцам. Умер мастер в Мадриде (в коллегии San Tomas) 1 апреля 1649 г. Кроме упомянутого выше «Поклонения волхвов», Прадо обладает энергичной «Аллегорией на завоевание залива Сан-Сальвадора в Бразилии», происходящей из Salonceto de las Comedias дворца Буен-Ретиро. Прекрасная эрмитажная картина «Поклонение пастухов» снабжена инициалами имени мастера; она происходит из собрания Кузвельта.
Близко к Майно стоит другой мадридский мастер — Jose Leonardo (род. в Калатайюде в 1616 г.; умер в Сарагосе в 1656 г. в состоянии помешательства, в которое он был ввергнут отравленным напитком); согласно Бермудесу, Л. ученик Педро де лас Куэвас; согласно более достоверному показанию Мартинеса — Еугенио Кахеса. Из произведений Леонардо особенно интересна красивая по краскам, напоминающая Пуссена картина в Академии Сан-Фернандо — «Медный змей». В Прадо его кисти принадлежат две исторические картины из серии тех, которые украшали салон «de los Reyes» в Буен-Ретиро.
2 Теперь это сведение не встречает определенных возражений.
Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на Распятие (Иванов А.А., конец 1840-х—1857 г.) | Салон 1753 года (Габриэль де Сент-Обэн) | Арка Сен-Дени в Париже (Габриэль де С.-Обэн) |