Итальянская манера живописи

Поклонение волхвов (Я. Госсарт Мабюзе) Такое же отношение у нас и к другим начинателям нидерландского возрождения - как к группе фламандских, так и к группе голландских мастеров, сливающихся до поры до времени в одну сплоченную однородностью идеалов семью. К фламандцам принадлежат: Жан Провост1, Дирк Велерт2, Беллегамб3, Амброзиус Бенсон4, Блес, о котором мы уже говорили выше, и (вероятно) "Мастер Смерти Марии"5; к голландцам: Корнелис Энгельбрехтс6, Якоб Корнелисен7 и Ян Мостарт8. Ограничимся здесь указанием, что Провост был старше Массейса года на четыре (родился в 1462 г.), что Беллегамб (произведения которого сохранились в Дуэ, в Аррасе и в Лилле) был на год или два моложе Массейса, а что старший Мостарт, Ян, которого ныне идентифицируют с "Мастером Ультремонтского алтаря", и Якоб Корнелисен родились около 1475 и 1477 годов, - следовательно, принадлежали к поколению, которое выступило на лет десять позже поколения Массейса.

Иным характером обладает группа художников, во главе которой мы можем поставить Яна Госсарта, Мабюзе, Скореля и Лукаса Лейденского. Относительно первых двух мы даже знаем, что они побывали в Италии, и старые историки им и приписывают внесение новой "хорошей" итальянской манеры в нидерландскую живопись. Это не значит, что названные мастера, к которым примкнул длинный ряд знаменитых, но менее для нас ясных художников, совершенно освободились от национальных особенностей (за целый ряд произведений можно Лукаса Лейденского определенно считать "готиком"), но в некоторых их картинах обнаруживается совершенно явное стремление приблизиться к характеру итальянской живописи, а, кроме того, все их приемы более уверенны, более сознательны, нежели приемы их непосредственных предшественников, стоящих на рубеже между готикой и ренессансом.

Прекрасная подписная картина Мабюзе "Поклонение волхвов", перешедшая в 1911 г. из собрания эрла Карлейля в лондонскую Национальную галерею, написана, вероятно, до 1508 г.9 На это указывают средневековые детали в архитектуре и драгоценности, подносимые Младенцу магами. Под "декорацией" и "реквизитами" могли бы подписаться Гус или Давид. Последнего принято теперь считать учителем Мабюзе, и это отчасти подтверждается подписью "gosart" на одной из последних миниатюр "Бревиария Гримани", который в целом, как предполагают, и вышел из мастерской прекрасного брюггского мастера. Но вот что странно: несмотря на эти готические пережитки, на типы Мадонны и коленопреклоненного волхва, на острые складки одежд, на яркую расцветку, на трогательную выписанность травок, пробивающихся из-за плит на первом плане (попутно укажем еще на две превосходно нарисованные собаки на авансцене), - всю в целом картину никак не отнесешь к XV в. Моделировка острая, позы неуклюжие, ракурсы беспомощны, перспектива не ушла дальше "Эмпиризма" ван Эйка в "Мадонне Роллена", и, однако, ритм всей картины иной, более торжественный, почти выспренний, и как-то совершенно исчезли интимность и уютность, два чудесных качества нидерландских кватрочентистов.


Святой Лука рисует Мадонну (Госсарт Мабюзе)1 Jean Provost и in Prеvost родился в 1462 г. в Монсе, кто был его учителем - неизвестно; мастер в Антверпене в 1493 г., но уже в 1494 г. - гражданин Брюгге; в 1498 г. Провост в Валансьене. Художник был женат на вдове Симона Мармиона. В 1520 г. П. руководит убранством улиц Брюгге по случаю въезда Карла V; в 1521 г. он в Антверпене общается с Дюрером. Умер Провост в январе 1528 г. Достоверные картины: "Страшный суд" в музее Брюгге (1524 г.); диптих "Несение Креста" в Hospice civil там же, 1522 г.: "Deipara Virgo" в Эрмитаже.
2 Dirk Jacobsz Velaert, или Dirk v. Staren - мастер антверпенской гильдии с 1511 г.; в 1515-1531 гг. им изготовлены расписные стекла для Kings College в Кэмбридже; 1517 г. помечена картина "Торжество времени" в собрании г-жи Гольдшмидт в Брюсселе. В 1520 г. Д. находится в общении с Дюрером. В 1540 г. изготовляет картоны для кафедрали. Гравюры на меди Велерта принадлежат, вместе с гравюрами Лукаса Лейденского, к лучшему, что создал XVI век в этой сфере.
3 Jean Bellegambe работал в Дуэ. Родился между 1467 и 1480 гг.; умер в 1520 г. В 1520 г. он оканчивает большой алтарь для Anchin (ныне в соборе в Дуэ): в 1521-1526 гг. пишет "Алтарь Непорочного зачатия" (створки в музее Дуэ); в 1528 г. - два алтаря для аббатства St. Vaast в Аррасе. Современники чрезвычайно ценили мастера, и он был занят не только чисто живописными работами, но и заказами картонов для витражей, рисунков для церковного шитья и т. д. Техника Б. несколько резкая, краски наивно - цветистые; замечается склонность к удлиненным фигурам. Принадлежность мастера к ренессансу выражается больше всего в типах. Архитектура - почти исключительно готическая.
4 Ambrosius Benson поступил в гильдию Антверпена в 1519 г., умер в 1550 г. Ему приписывают: "Deipara Virgo" в Антверпенском музее, миниатюру с тем же сюжетом в Мюнхене и алтарь с тем же сюжетом в церкви St. Jacques. Буквами "А. В." помечены картины "Поклонение волхвов" в собрании графа Валенции в Мадриде и "Мадонна" в Германском музее (Нюрнберг).
5 О нем см. ниже под Скорелем.
6 Cornells Engelbrechtsen, или Engelberts, считается автором двух превосходных триптихов в Лейденском музее; родился, вероятно, в 1468 г., умер в Лейдене в 1533 г. (возможно, что в 1492 г. он был в Антверпене). Э. был учителем Лукаса Лейденского. Стиль его фигур приближается к вычурному стилю Блеса и "Псевдо-Блеса", но краски своеобразны, более резкие и темные. Заметна также склонность к удлиненным пропорциям, странным костюмам, тесной композиции, кривляющимся позам. Техническое мастерство Энгельбрехтсена, исключительного достоинства, имеет в себе нечто сближающее его с ювелирным делом. Общее впечатление от картин - определенно "готическое".
7 Jacob Cornelisz van Oostsanen, или Jacob, v. Amsterdam, родился до 1477 г. в Остзанене; работал в Амстердаме, где к нему поступил Скорель, влюбившийся в дочь мастера. Едва ли можно идентифицировать Якоба с тем Meister Jacob, с которым Дюрер общался в 1520 г. в Антверпене. Старший брат его, Cornelis Buys, был также живописцем, и последнему приписывают "Страшный суд" 1519 г. в церкви S. Laurentius в Алькмаре. Монограмма "Я. К." напоминает монограмму, встречающуюся на картинах "Мастера Смерти Марии". Из произведений, приписываемых Якобу, назовем: "Эндорскую волшебницу" (1506 г.) в Амстердамском музее; "Мадонну с дарителями" (1515 г.)в Антверпенском музее; "Христос и Магдалина" (1508 г.) в Касседе; "Лукрецию" в Будапештском музее; "Саломею с головой Крестителя" (1524 г.) в Manritshuys'e в Гааге; "Поклонение волхвов" (1517 г.) в Nenwied, "Алтарь св. Иеронима" в Венском музее с датой 1511 г. Возможно, что Я. автор и "Снятия с Креста" в Лувре (No 280), а также картины с легендой о чудотворной гостье в Nieuwe Zyds Kapelle в Амстердаме (1518 г.). Мастером Якобом исполнен ряд необычайно смелых по технике деревянных гравюр, среди которых особенно замечательны листы со "Страстями Господними" и "Герои".
8 Jan Mostaert, родоначальник целой художественной династии, родился около 1475 г. в Гарлеме, умер около 1555 г. Согласно Мандеру, Ян был придворным живописцем штатгальтерши Маргариты (с 1507 по 1520 г.?). Возможно, что до 1507 г. он посетил Италию; возможно, что он тождествен с Maitre Jehan de Bruxelles, упомянутом в 1516 г. Несомненно, что Я. Мостарт занимал видное положение среди художников XVI в., но, за неимением ни одного достоверного произведения сейчас невозможно составить о нем какого-либо мнения. Скорее всего его можно идентифицировать с "Мастером Ультремонтского алтаря", являющимся автором целого ряда превосходных картин. Согласившись с этой идентификацией, мы должны будем в Мостарте признать одного из величайших техников своего времени, обладавшего необычайно ясной красочностью и исключительно совершенным приемом живописи, придающим поверхности его картин характер эмалей. Своеобразными чертами "Мастера Ультремонтского алтаря" (названного так по ретаблю со "Страстями Господними", поступившему в 1899 г. из собрания графа Oultremont в Брюссельский музей) следует считать определенную склонность к реализму, к несколько вульгарным, прямо из жизни выхваченным типам, к плотным фигурам, а также ясную, светлую гамму и мягкое сероватое оттенение. В фонах композиций и портретов этого художника развертываются романтические скалистые пейзажи, среди которых небольшие и пестрые фигурки (особенно всадники) разыгрывают сцены, имеющие какое-либо отношение к главному сюжету. К наиболее выдающимся произведениям "Мастера Ультремонтского алтаря" принадлежат, кроме упомянутого алтаря: "Снятие с Креста" в Амстердамском музее, "Поклонение волхвов" там же, две створки с портретами дарителей в Брюссельском музее, триптих в галерее Везендонк в Бонне, "Страшный суд" в Копенгагенском музее, портрет Яна де Васснара в Лувре, мужской портрет с Августом и сивиллой в фоне в Брюссельском музее.
9 Jan Gossart Mabuse, Malbodius, Mabusius, Malbogie и Malbodia родился около 1472 г. в Мобёже; сын переплетчика, возможный ученик Давида, по другим догадкам - Массейса (в 1503 г. в Амстердаме упоминается некий lennyn van Hennegouwen); при дворе Филиппа Бургундского он мог, кроме того, познакомиться в 1507 г. с Якопо де Барбари (позже Мабюзе сотрудничал с последним при росписи замка Зейборх). 26 октября 1508 г. Я. Госсарт отправляется в свите бастарда Филиппа в Рим через Верону и Флоренцию; 22 июня 1509 г. посольство Филиппа было уже снова в Нидерландах. Возможно, что в 1515 г. художник ездил в Копенгаген писать портрет короля Христиана П. В 1516 г. Мабюзе написана картина "Нептун и Амфитрита" в Берлинском музее. В 1517 он сопровождает в Утрехт своего покровителя, назначенного епископом этого города (Мандер утверждает, что М. отличается здесь очень предосудительными нравами). В 1524 г. умирает Филипп Бургундский и Мабюзе переходит к Адольфу Бургундскому, маркграфу Вэре, и переселяется снова в Мидельбург; в 1528 г. изгнанный из Дании король Христиан вызывает его для совещания о своем мавзолее, в Гент. В 1533 г. М. пишет свое завещание; в 1535 г. его уже нет в живых.

Предыдущая глава

Следующая глава


Азбука Бенуа: З

Петергоф. Нижний фонтан у каскада. 1942 г.

Воскрешение Лазаря (Ганс Шеуфелейн)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Нидерландская живопись в эпоху ренессанса > Начало возрождения > Итальянская манера живописи
Поиск на сайте   |  Карта сайта