Франческо Лондонио

Римский рынок (Иоганесс Лингельбах) Перечисленными художниками далеко еще не исчерпывается обширная группа тех голландских жанристов и пейзажистов, которых можно без натяжки считать производным от Лаара-Бамбоччио. Однако место не позволяет нам остановиться на отдельных характеристиках каждого из них, а с некоторыми мы еще будем иметь случай встретиться впоследствии, при изучении голландской живописи национального характера1. Полны романтической прелести произведения Дирка Стоопа2, Хельмбрекера3, Оссенбека4, Зоольмакера5 и офортиста Умбаха6, феноменальными знатоками животного царства заявили себя достойные потомки Лаара: Вербек7, Блумен8 и Гамильтон9. Последним в ряду "натуралистов в миниатюре" является снова итальянец - миланский художник Франческо Лондонио10, безупречный рисовальщик, но несколько сухой живописец, как бы замыкающий собою круг, пройденный от Караваджо. И он удовлетворяется одной точной копией с натуры, одним "непрепарированным этюдом". Тем самым Лондонио является и связующим звеном между "натуралистами" XVII века и первыми реалистами XIX века, с Дролленгом, Венециановым и датчанами во главе11.


Торговка каштанами (Ф. Лондоньо)1 К этому моменту мы откладываем обсуждение творчества Исаака ван Остаде, Г. Кампгейзена, Бергена, Воувермана, Кейпа, Адриана ван де Вельде, Дюжардена и др.
2 Dirk (или Daniel, Thiery, Theodor и Rodriguez) Stoop родился около 1614 г. в Утрехте; с 1638 г. записан в местной гильдии, в 1652 г. там же; в 1662 г. мастер в Лиссабоне, откуда, в свите инфанты Катарины, следовавшей к своему жениху Карлу II, художник попадает в Англию; в 1678 г. С. возвращается в Утрехт; умер Стооп в 1686 г. Достоверные произведения С. хранятся в музеях Амстердама ("Охота", 1645 или 1649 г. и "Солдаты"), Берлина (а также в берлинском Schlosse "Курфюрст при взятии города", 1681 г.), Дрездена, Брюсселя, Фреденсборга, Гааги ("Монастырь Белем"). Превосходные офорты мастера преимущественно изображают лошадей и кавалерийские схватки; серия в семь офортов изображает прибытие инфанты в Англию, серия в семь листов - виды Лиссабона.
3 Dirk Helmbreker, или Hellembreaker, родился в 1624 г. в Гарлеме; ученик П.Ф. де Греббера, с 1652 г. в гильдии; в 1653 г. отравляется, в обществе V. v. der Vinne, Корнелиса Беги и Виллема Дюбуа в Италию (жил в Венеции, в Риме, в Неаполе и во Флоренции); после короткого пребывания на родине, X. снова отправляется во Францию и в Италию; он состоял сотрудником Мушерона и Геноельса; умер X. в Риме в 1694 г. Произведения мастера обыкновенно ходят под именем Воувермана и Лаара. - Характерные картины мастера имеются в римской галерее Колонна (четыре главных рынка Рима) и в частных собраниях в Стокгольме - Lied и Redin.
4 Jan Ossenbeck родился в Роттердаме около 1624 г.; одно время жил в Антверпене, работая для издания галереи штатгальтера; позже, вероятно, посетил Италию; в 1664 г. мы застаем мастера в Вене (с 1670 г. придворным художником); путешественник Monconys указывает на его удачные подражания Лаару; умер 30 марта 1674 г. в Вене. - Достоверные картины мастера имеются в музеях Амстердама, Бордо (1643 г.), Дрездена (1664 г.), Праги (1645 г.), Вены. Мастером издан длинный ряд превосходных офортов, частью воспроизводящих рисунки Розы, Лаара и придворного венского живописца N. van Hoye, с которым, как считается, О. совершил путешествие в Италию и в доме у которого он жил.
5 Jan Frans Soolmaker родился в Антверпене в 1635 г.; в гильдии с 1654 г.; в 1665 г. в Амстердаме составляет перед отъездом в Италию свое завещание; умер в Италии после 1665 г. Возможно, что З. был учеником Берхема, которому он очень искусно подражал. Картины в Брюсселе ("Примирение Иакова с Исавом"), в Шлейсгейме, в Венской Академии.
6 Jonas Umbach родился в Аугсбурге в 1624 г.; вероятно, путешествовал по Италии; позже состоял камерным живописцем епископа Аугсбургского; умер в родном городе в 1700 г. Умбах известен исключительно своими превосходными офортами, изображающими сюжеты из мифологии, священного писания, а также пейзажи и сцены из быта итальянских крестьян.
7 Pieter Cornelisz Verbeeck, или Verbecq, сын живописца-мариниста, родился около 1620 г. в Гарлеме, умер там же после 1658 г.; в 1635 г., как кажется, жил в Алькмаре. Считается, что он был учителем Воувермана, и если это так, то мастеру должно принадлежать, наряду с Лааром, более видное место в истории живописи; возможно, что В. посетил Богемию и Венгрию. Произведения мастера имеются в музеях Берлина (ныне, кажется, удалена "Кавалерийская баталия", 1658 г.), Гарлема, Мюнхена, Стокгольма, Тулузы. Превосходная картина Вербека приобретена О.Э. Бразом из собрания П.В. Деларова. Существует и ряд офортов В., частью помеченных 1639 г.
8 Имя van Bloemen носят три брата, значительные фламандские художники: Peter, известный под прозвищем "Standard" (Антверпен, 1657 г. - Антверпен, 1720 г.), Jan Frans, известный под прозвищем "Orizonte" (Антверпен, 1662 г. - Рим, 1740 или 1742 г.) и Норбарт "Cefalus" (Антверпен, 1670 г. - Амстердам, 1746 г.). Сейчас мы говорим о старшем, ученике баталиста Симона ван Доуве. Характерные картины мастера (битвы, лагери, конюшни, кузницы и т. д.) находятся в музеях Эрмитажа (1712 г.), Аугсбурга, Дрездена, Копенгагена (1705 г.), Праги, Шлейсгейма, Шверина, Стокгольма. - Мастеру принадлежит также и ряд ведут Рима и искусные офорты.
9 Под фамилией Hamilton известны четыре художника: натюрмортисты James (род. в 1640 г.), Philipp Ferdinand (1664-1750 гг.) и Frans (1640 г.?-после 1687 г.), а также интересующий нас сейчас специалист по изображению лошадей Johann Georg (Брюссель, 1672 г. - Вена, 1737 г.), автор, между прочим, превосходной картины Венской галереи "Императорский конский завод в Липице", 1727 г.
10 Francesco Londonio родился в Лондонио, близ Милана, в 1723 г.; ученик Порты; умер в 1783 г.; состоял хранителем собрания картин в Академии Бреры. - Серия этюдов и картин мастера украшает с 1821 г. галерею Брера. Собственноручные офорты Л. принадлежат к лучшему, что создано в этой области за XVIII век.
11 Близко к Лондонио стоит слабый венецианский живописец Giorgio Giacoboni, a также загадочный автор отличной картины в Пармском музее "Крестьяне музыканты". Источниками Лондонио можно считать не только голландских и фламандских "бамбоччистов", но и генуэзца Кастильоне, о котором речь впереди.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Версаль со стороны сада в 1674 году (Израэль Сильвестр)

Жених, выбирающий серьги для невесты (Иванов А.А., 1838)

Голова Иоанна Крестителя (А.А. Иванов)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Новая эра в натурализме > Франческо Лондонио
Поиск на сайте   |  Карта сайта