Стелла, Лесюер

Помазание Соломона на царство (Жерар де Лэресс) Стелла, один из корреспондентов Пуссена1, приложил большие усилия к тому, чтобы перенять у друга стройный, спокойный лад его композиции и ясную красочность. И часто это ему удавалось настолько, что многие хорошие картины Стеллы сходят за второстепенных «Пуссенов». Но осталась недоступной «лионскому фламандцу» самая поэзия Пуссена, то трепетное, что скрыто под кажущимся спокойствием автора «Нарцисса». Лишены жизненности даже те картины Стеллы, в которых он трактует бытовые сцены, как, например, в серии из крестьянской жизни, известной нам по гравюрам. И в них ему не удается, несмотря на изящные композиционные инвенции и отличный рисунок, увлечь зрителя.

Бесконечно более одухотворено творчество Лесюера, имевшего возможность познакомиться с искусством и со взглядами Пуссена в бытность последнего в Париже и продолжавшего с ним переписываться впоследствии2. Разумеется, преувеличенным должно сейчас казаться прозвище «французский Рафаэль», которое было дано этому тихому, вдумчивому эклектику, действительно много почерпнувшему из изучения гравюр с Рафаэля и тех немногих картин урбинца, которые находились в королевских дворцах.

Но, с другой стороны, нельзя отнять у Лесюера его подлинного чувства поэзии и действительно изумительной чуткости к музыке линий, к ладу композиции. Редко кто теперь останавливается перед его серией «Жития св. Бруно» в Лувре, и все скорее спешат покинуть отданную под нее комнату, вынося впечатление чего-то надоедливо-однообразного и пресного. Но кто преодолевает это чувство, свойственное нам, перекормленным и избалованным жизненным искусством людям, тот может получить своего рода удовольствие в разглядывании этих картин монашеского подвига, рассказанного с красивым спокойствием, без пафоса, без той патетической гримасы, которая так портит почти все церковные картины эпохи барокко. Перед некоторыми картинами «Жития» — например, перед «Постройкой кельи» и «Кончиной святого» — можно даже вспомнить о другом прославителе монашеского подвига, о Сурбаране, хотя, разумеется, чересчур нежная техника и сладковатые краски Лесюера с его предпочтением матовой лазури не выдержат сравнения с мощной живописью великого испанца.


1 Jacques Stella, член многочисленной семьи художников, фламандского происхождения, родился в Лионе в 1596 г.; двадцати лет отправился во Флоренцию, где получил место при дворе герцога; вместе с братом Франсуа Жак в 1623 г. отправился в Рим; по прошествии 12 лет, накануне отплытия в Испанию, Стелла был по ложному доносу посажен в тюрьму, однако вскоре после того освобожден и в свите посла маршала де Креки предпринял обратный путь, посетив по дороге Венецию и Милан. В Париже Ж. С. был занят для архиепископа Гонди и пользовался покровительством Ришелье, который даровал художнику пенсию и казенную квартиру в Лувре. В 1644 г. ему даны звание «живописца короля» и орден св. Михаила. Умер мастер в Париже 29 апреля 1657 г. Произведения Стеллы находятся в музеях Лувра, Анжера, Гренобля, Гавра, Лиона, Монпелье (и в «Chapelle de la Misericorde» там же), Нанта (здесь одна из бытовых композиций мастера), Руана («Вакханалия» и др.), Монтобана («Закат»), в Эрмитаже, в музее Академии Художеств (очень характерное «Нахождение Моисея»), в Царскосельском дворце и в галерее кн. Юсупова. Кроме того, существует немало картин, а также всевозможных декоративных и архитектурных композиций мастера, которые известны нам по гравюрам. Особенно много гравировала с Ж. С. его племянница Claudine Bouzonnet-Stella.
2 Eustache Lesueur родился в Париже 19 ноября 1617 г.; сын скульптора по дереву; ученик С. Вуэ, в мастерской которого он был одновременно с Лебреном. Женившись в 1642 г., он принужден искать в усиленном труде средства существования и не в состоянии совершить путешествие в Италию. Считается, что Л. был многим обязан общению с Пуссеном во время пребывания последнего в Париже; позже их сношения поддерживались перепиской. Вуэ приглашает Л. к себе в сотрудники при росписи Hotel de Bullion, а кардинал Ришелье заказывает юному мастеру серию картонов для шпалер на мистико-эротические темы из «Сна Полифила». Еще до приглашения Лебрена Л. был занят декоровкой Hotel Lambert. Часть этих наиболее для него характерных работ светского характера ныне в Лувре, другая была увезена одним из собственников Hotel Lambert, графом Монтоливе, к себе в замок «La Grange» (Berry). К 1648 г. относится наиболее популярная из церковных работ Л. — серия из 22 картин, изображающая «Житие св. Бруно» и исполненная им для маленького дворика монастыря картезианцев в Париже (ныне в Лувре). Умер мастер 30 апреля 1655 г. Рассказы о болезненной зависти Лебрена к Л. принадлежат, вероятно, к измышлениям. С 1648 г. Лесюер состоял одним из членов-основателей Академии. Кроме названных, лучшие из произведений Л. сохранились в Лувре: «Несение Креста», «Благовещение», «Св. Гервазий и св. Протазий перед Астазием», «Проповедь св. Павла в Эфесе», «Групповый портрет художников» (стиль Рафаэля особенно удачно уловлен в благородной композиции «Проповедь св. Павла»). Другие значительные картины в музеях Бордо, Гренобля, Лиона, Нанта, Монпелье. Эрмитаж обладает семью картинами мастера, из которых особенно красива «Введение во храм» и значительна по размерам «Дарий Гистасп вскрывает гробницу Нитокрисы». Гравировали с Л. оба Пикара, Одран, П. Даре, Дюфло, Кувэ, Дориньи, Шово, Леклерк, Дэплас и др. Пейзажи на картинах Л., придающие им значительную долю прелести, писаны Пателем, однако в серии «Св. Бруно» они исполнены по собственным рисункам мастера. См. статью Guillet de St. Georges в «Memoires inedits»; Perrault в I т. «Eloges des hommes illustres»; Ant. de Montaiglon et L. Dussieux «Nouvelles recherches sur la vie d' E. L.», Paris, 1852; L. Vitet «E. L. sa et ses oeuvres», Paris, 1853; Vicomte Pointel-Chennevieres «La chambre de L. dans le chateau de la Grange» во II т. его «Recherches... sur... quelques peintres provinciaux», Paris, 1850; «Les peintures de Ch. Lebrun et d' E. Lesueur qui sont dans Г hotel du Chastelet cydevant la maison du president Lambert», Paris, 1740.

Предыдущая глава

Следующая глава


Портрет П.М. Третьякова (Крамской И. Н., 1876 г.)

Магдалина и два ангела

Ночь на балаганах. 1911 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Французские классики XVII века > Стелла, Лесюер
Поиск на сайте   |  Карта сайта