Жан Жувене, Ларжильер, Риго
Хронологически вслед за Лафоссом идет Жувене, почти исключительно писавший религиозные сюжеты1. Историки пытаются выставить этого мастера в качестве какого-то контраста «маньеристам». Однако на самом деле то, что Жувене не побывал в Италии, что он написал несколько правдивых портретов, что он автор довольно реадиетической картины в Лувре, изображающей мессу в парижской Notre-Dame, что, занятый картиной «Чудесного улова», художник нарочно съездил в Дьеп для изучения моря, — все это еще не может изменить общего впечатления от его творения, и, напротив того, оно как раз служит превосходным примером той лжи, которую воспитала и поощряла церковь, начавшая клониться к упадку. Тем не менее и Жувене нужно отвести, хотя бы за один блеск его техники и за его радостные, веселые краски, почетное место среди колористов. Особенно выигрывают его композиции в ткацком переложении, — очевидно потому, что в этой технике более откровенно выступает декоративная природа его искусства. Так, к величайшим сокровищам нашего Академического музея принадлежат четыре гобелена по картонам Жувене, выпрошенные у регента Петром Великим2.
Ларжильер и Риго занимают первые места в истории французского портрета, однако и на этом месте их нельзя обойти молчанием, хотя до нас не дошла ни одна из «сюжетных» картин первого, а второй их почти не писал. Значение Ларжильера в истории колоризма определяется хотя бы из одного рассказа Удри о первых своих шагах в живописи3. Однажды Ларжильер задал своему ученику урок написать букет, и юноша для этой цели постарался набрать самых пестрых цветов. Однако наставник остался недоволен этим приемом: «Я вам предложил, — сказал он, — этот этюд для того, чтобы вас образовать в отношении краски. Неужели вы думаете, что сделанный вами выбор полезен для этой цели? Пойдите и наберите исключительно белых цветов». И когда Удри вернулся с белым букетом, Ларжильер показал ученику, что с теневой стороны цветы — бурые, что на светлом фоне они выдаются полутоном, и самые белые все же менее белы, нежели чистый белый цвет. Мало того, учитель приказал Удри поставить рядом с букетом два-три белых предмета — все с той же целью, дабы посредством сравнения схожих тонов юноша вникнул в неуловимые красочные тонкости.
1 Jean Jouvenet «1е Grand», принадлежащий к целой династии живописцев, якобы происходящей из Италии, родился в Руане 1 мая 1644 г. Сын и ученик городского живописца Руана — Лорана Ж. Семнадцати лет Ж. Ж. был отправлен в Париж, где юноша завершил свое художественное образование без посторонней помощи, усердно изучая натуру. В 1668 г. мастер получил вторую академическую премию. Двадцати девяти лет Ж. Ж. написал картину («Un Mai») для собора Notre-Dame. В 1675 г. по представлению Лебрена он принят в Академию. Адъюнкт-профессор—в 1676 г.; профессор —в 1681 г.; адъюнкт-ректор — в 1702 г.; ректор —в 1707 г.; директор —в 1705 г. Последние годы (с 1713 г.) Ж. был разбит параличом, однако художник приспособился работать левой рукой. Умер Жувене 5 апреля 1717 г. в Париже. Из монументальных произведений мастера особенно замечательны четыре евангельских сюжета, написанных им для монастыря St. Martin des Champs (бесподобные гобелены, тканные с этих картин, и были в 1717 г. выбраны себе в подарок Петром Великим), роспись купола «Инвалидов» (1702) и, наконец, «Сошествие Св. Духа» (1709 г.) в придворной церкви Версальского дворца. За пределы Франции Ж., подобно Лесюеру, не выезжал. Лучшими учениками Ж. были его племянник Ресту и Н. Бертэн. См. очерк его жизни Malaiere'a в «Мегсиге de France», октябрь 1718 г.; F. N. Leroy «Le peintre Jouvenet», Amiens, 1861 г.
2 Мы не могли найти, кому принадлежат на этих шпалерах изумительные цветы и детали мертвой натуры, придающие весьма значительную им прелесть. Однако то, что Жувене сам написал рыб на «Улове», указывает, что он был способен и на такие, по тогдашним понятиям, «малые дела», достойные художников-ремесленников. С другой стороны, однако, известно, что обыкновенно бордюры гобеленов с цветами и атрибутами ткались по картонам особых специалистов, среди которых мы находим Моннуайе, Блен де Фонтенэ и Бальи.
3 Nicolas de Largilliere родился в Париже 10 октября 1656 г. Сын негоцианта, поселившегося в Антверпене и выписавшего к себе сына, когда ему было три года. Девяти лет Н. Л. отправляется с другом отца в Англию, где остается 20 месяцев. Двенадцати лет он поступает к антверпенскому живописцу А. Губо, которого Н. Л. покидает восемнадцати лет. Во время четырехлетнего пребывания затем в Англии, он пользуется наставлением кав. Лели и скоро завоевывает общественное признание, но религиозные гонения заставляют мастера покинуть Англию, и он возвращается в Париж. Здесь на него обращают внимание в. д. Мейлен и Лебрен. Последний убеждает Н. Л. навсегда остаться во Франции, несмотря на то что король английский назначил его хранителем своих картин (позже Л. пишет портрет Якова II и для этого снова одно время живет в Лондоне). Л. член Парижской Академии в 1686 г. (за портрет Лебрена); ад.-профессор — в 1699 г.; профессор — в 1705 г.; ад.-ректор — в 1717 г.; ректор — в 1722 г.; директор — с 1738 по 1742 гг.; наконец, канцлер—в 1743 г. Умер мастер в Париже 20 марта 1746 г. Главнейшие произведения Л. хранятся в музеях Лувра Версаля, Арраса, Безансона, Шартра, Гренобля, Лилля и проч., а также в парижской церкви St. Etienne du Mont (большая картина, изображающая городской совет Парижа). Эрмитаж обладает эскизом к одной из картин Л., погибших во время пожара Hotel de Ville, который мы здесь воспроизводим. К сожалению, за исключением одного nature morte в Орлеанском музее, до нас не дошло иных произведений мастера, кроме портретов. Л. был женат на дочери Форэ.
Каменный век. Деталь фриза (В.М. Васнецов) | Портрет художн. Ф.А. Васильева (И. Крамской) | Чудо со святым крестом - в отдалении мост Риальто (Карпаччио) |