Куапели

Сусанна (Ж.Б. Сантерр) Однако не благодаря одной только своей культурной характерности Куапель может сохранить видное место в истории, но и некоторым чисто художественным достоинствам, придающими мастеру почетное (с нашей точки зрения) значение одного из предшественников Ватто. Начать с того, что рисунки мастера превосходны, классически просты и исполнены нервности.

Особенно А. Куапель владеет передачей тела, являя этим свою зависимость от фламандцев и, в частности, от Рубенса. Далее, самая изнеженная его красочность указывает поворот к Ватто. Такие мастера, как Жувене, Ларжильер и Куапель, способствовали чрезвычайному развитию способности глаза схватывать оттенки и наслаждаться цветом как таковым. Наконец, в специальной истории декоративной живописи Антуан Куапель играет, наряду со своим отцом, выдающуюся роль, приблизительно аналогичную той, которую сыграли в Италии генуэзцы и Себастьано Риччи. Он разбил суровые, величественные формулы Лебрена и тем самым подготовил почву для появления Лемуана и Буше.

Все сказанное об Антуане Куапеле, в значительной степени приложимое и к творчеству его отца Ноэля, годится и для характеристики изысканных работ его младшего брата НоэляНикола1 и в особенности — произведений его сына Шарля Антуана, продолжавшего при дворе молодого Людовика XV играть ту роль, которую играл его отец при регенте. Умный, воспитанный литераторживописец Шарль Антуан несомненно в свое время был наиболее популярным из четырех Куапелей2.

И недаром — этот виртуоз живописи был отличным «режиссёром» (кстати сказать, мастер прославился и как автор целого ряда пьес) и очень изящным декоратором, прекрасно потрафлявшим всему «веселому» духу времени3. При этом Шарль Антуан был самым сведущим и хитроумным теоретиком упадочной академии и тонким дипломатическим руководителем ее жизни.

В общем, художник, несмотря на всю свою странную отсталость (очень затруднительно его принять за сверстника Ватто или Лемуана), интереснейший, рядом с Сантером, культурно-исторический тип, вполне заслуживающий того, чтобы ему было посвящено специальное изучение.


1 Noel Nicolas Coypel, сын Ноэля от второго брака (на Anne Francoise Perrin), родился 18 ноября 1690 г. До пятнадцати лет пользовался руководством отца; по смерти его посещал Академию и за успехи мог рассчитывать на посылку в Рим, однако какието недоброжелатели помешали этому. В 1720 г. он принят в члены Академии, но вполне развернулся Ноэль Никола лишь по смерти своего брата Антуана, с которым он был в натянутых отношениях. В 1727 г. Н. Н. в числе 12 живописцев принимает участие в королевском конкурсе, и публика, согласно д'Арженвиллю, была склонна отдать ему предпочтение, но придворные интриги привели (все согласно тому же источнику) к разделению назначенной премии между де Труа и Лемуаном. Решив исправить эту несправедливость, граф де Морвилль приобрел картину Н.Н. («Похищение Европы») за 1500 ливров для себя. Мастер, желая после этого выдвинуться в общественном мнении, взялся даром декорировать капеллу Богородицы в церкви St. Sauveur (уничтожена в 1778 г.), и роспись его, судя по отзывам современников, отличалась свежестью, воздушностью и иллюзией (местами живопись незаметно переходила в скульптуру). Тем не менее совет церкви затеял процесс против Куапеля, обвиняя его в перетрате материалов. Шедевром мастера считалась еще картина «Чудесное переплытие св. Франциска де Паула» в церкви минимов. В 1733 г. Н. Н. был избран профессором. Умер мастер 12 декабря 1734 г. Произведения его сохранились в парижской церкви St. Nicolas du Chardonnet, в «Библиотеке» Трианона, в Стокгольмском дворце, в музеях Лувра, Тура и Женевы. Характерными картинами мастера обладает и Эрмитаж: «Купание Дианы» 1728 г. и «Рождение Венеры» 1732 г. Автопортрет художника находится в парижской Ecole des Beaux Arts.
2 Charles Antoine Coypel, сын и ученик Антуана, родился 11 июля 1694 г. в Париже; принят в члены Академии в 1715 г.; в 1722 г. он, по смерти отца, занял его должность хранителя королевских коллекций и был назначен «первым живописцем» Филиппа Орлеанского; в 1730 г. — профессор Академии; в 1746 —ректор; в 1747 г. — директор и «первый живописец короля». Умер Ш. А. в Париже от оспы 14 июня 1752 г.; с ним кончился род Куапелей. Из произведений Ш. А. особенно характерны — картина в Лувре «Андромеда» (конкурс 1727 г.), картины в музеях Орлеана, Нанси, Тулузы и Нанта. В России произведения Ш. А. имеются в собраниях П. П. Дурново («Неистовство Ахилла») и г-жи Переяславцевой в Москве («Жертвоприношение Ифигении» 1727 г.). В качестве гравера Ш. А. известен, между прочим, рядом жанровых композиций, из которых особенно интересна «Жизнь ханжи» в четырех листах. Из многочисленных драматических произведений Ш. А., частью написанных для персонажей итальянской комедии, сохранилась в печати лишь пьеса «Les folies de Cardenio», с интермедиями (1720 г.). Взгляды Ш. А. на искусство высказаны в «Dialogue sur la connaissance de la peinture» (1726 г.), «Discours prononces sUr la peinture» (Paris, 1732), «Lettres de M. Charles Coypel au r. p. Delatour». Каталог собрания Куапеля издан в 1753 г. с интересной заметкой Мариетта.
3 К самому грациозному и «веселому», что сочинено Куапелем в области декоративной живописи, относится серия двадцати пяти картонов для шпалер с сюжетами из «Истории Дон Кихота». Самые картоны хранились до 1914 г. в Компьенском замке, гобелены, тканные по ним, — в Версале, в Лувре, в Фонтенбло и в Гатчине. Серия гравирована лучшими мастерами того времени: Сюрюгом, Ленисье, Жуллэном, Тардье и г-жей Хортемельс.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Портрет госпожи Н.И. Петрункевич (Н.Н. Ге)

Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (В.М. Васнецов)

Авраам, принимающий трех странников (А.А. Иванов, 1850-е)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Колористы-исторические живописцы > Куапели
Поиск на сайте   |  Карта сайта