Круг Тициана
Мы вынуждены ограничиться перечислением других венецианских художников второй половины XVI и начала XVII в., но заметим, что и среди их произведений многие способны ввести в заблуждение людей, специально ими не занимавшихся и готовых все творчество этого времени сводить к двум-трем именам. Так, к "кругу Тициана" принадлежат: его сын Орацио1, его племянник Марко и внучатный племянник - сын Марко Вечелли - "Тицианелло", автор многих произведений, портретов и картин и, между прочим, картонов для мозаик в S. Marco; Доменико Каприола2, автор "Рождества Христова" в Palazzo Giacomelli и мужского портрета в Эрмитаже; Дамиано Мацца3, автор превосходной "Мадонны" в Palazzo Reale; Трива4 и Пьетро делла Веккия5, художники позднего XVII в., но работавшие еще в традициях венецианских "классиков". "Крут Веронезе" мы исчерпали выше.
К "кругу Тинторетто" можно отнести: Маттео Инголи6 - автора "Тайной вечери" в Равеннском музее; плодовитых Леонардо Корона7 и Сайта Перанда8; близких к Алиензе и к Маломбре художников Джованни Баттиста Лоренцетти9 и Джованни Контарини10 и близкого к Бассано Паоло Пьяцца11. Не чужды, наконец, венецианских влияний многие ломбардские мастера, такие как: Маццукелли Мораццоне - автор великолепного плафона в сакристии Комского собора12, кремонец Малоссо - автор роскошной декоровки науса церкви S. Abbondio в Кремоне13, А. Фиджино14, сын Боккаччио Боккаччино - Камилло15, и опять-таки специально венецианскими чертами отличаются многие нидерландские, немецкие, французские и испанские живописцы, среди которых назовем сейчас же имена: Мартина де Вос, старшего Поурбюса, Октавиана ван Вэн, Мартина ван Гэмскерк, Ломбарда Зустрис, Роттенгаммера, Кристофа Шварца, Гейнца, Шенфельда, Лорана Лефэвра, Лагира и Дориньи, Педро Орренте и Майно16.
1Орацио Вечелли, между прочим, приписывают великолепную картину в церкви S. Catalina "Ангел-Хранитель". Если она действительно написана этим художником, то в нем мы должны были бы видеть одного из лучших живописцев барокко и, в частности, непосредственного предшественника Фети и Лейса-Пана. Однако, картину эту приписывают также загадочному ученику Тициана Zago Santo. - Орацио Вечелли славился своими портретами, и, вероятно, часть портретов, считающихся произведениями отца, принадлежат так же, как и все реплики картин, - сыну. Орацио умер от чумы почти одновременно с Тицианом. - Марко ди Тициане родился в 1545 г., умер в 1611 г. Это был довольно вялый художник, шедший но стопам других. Произведений его еще довольно много в венецианских церквях и во Дворце дожей.
2 Мы лишь с натяжкой помещаем в ряде тицианесков этого загадочного художника. В своей картине Palazzo Giovanelli он частью примыкает к Бонифацио и к Кампаньоле, в своем эрмитажном портрете - к монументальному стилю Себастиано.
3 Damiano Mazza - уроженец Падуи, ученик Тициана; умер молодым. Его плафон "Ганимед" в "Casa lonica" родного города был настолько хорош, что его легко было принять за произведение самого Тициана. Картина в Palazzo Reale, изображающая епископа и дарителя, коленопреклоненных перед Мадонной, отличается необычайно красивым пейзажем.
4 Антонио Трива родился в Реджо в 1626 г. Ученик Гверчино. Умер при дворе баварского курфюрста в 1699 г. Из его произведений назовем картины в церкви Salute: "Два святых епископа", "Св. Марк" и "Св. Лука".
5 Пьетро Муттони, прозванный "делла Веккия", родился в Венеции в 1605 г., умер около 1678 г. Ученик Варотари. Он славился своими пастиччо на Джорджоне, Тициана и Порденоне.
6Маттео Инголи родился в Равенне в 1587 г.; ученик племянника Паоло Калиари - Маттео дель Фризио. Ему принадлежит "Мадонна во славе" в Венецианской Академии. Умер от чумы в 1631 г.
7 Леонардо Корона родился в Мурано в 1561 г., выработал свой стиль на изучении Тициана и Тинторетто и пользовался покровительством всемогущего скульптора Виттория. Умер в 1605 г. Картины его в S. Stefano, S. Fantino SS. Giovanni e Paolo.
8 Santa Peranda родился в Венеции в 1566 г.; ученик Пальмы Джовине и Короны. Работал в Венеции и в Модене. Из произведений его назовем: "Поражение халифа египетского" в Sala del Scrutino и две превосходные картины в S. Bartolommeo "Встреча Богородицы со св. Елизаветой" и "Манна". Умер художник в 1638 г.
9 Веронец Джованни Баттиста Лоренцетти примыкает к Алиензе. Его работы имеются в родном городе (фрески в S. Anastasia) и во Дворце дожей (аллегорическая картина в комнате "Quaranta civil Nova").
10 Кавалер Джованни Контарини (1549-1605) выработал свою манеру на подражании Тициану и Тинторетто. Славился своими аллегорическими картинами и портретами, столь жизненными, что будто бы они даже вводили в обман домашних животных. Из его церковных работ Ланци упоминает плафон в S. Francesco di Paola. Одно время К. состоял при дворе Рудольфа II. Шедевром его считается картина в Лувре "Мадонна с коленопреклоненным дожем Марино Гримани".
11 Paolo Piazza родился в Кастельфранко в 1547 или 1557 г.; ученик Пальмы Джовине; поступив в капуцинские монахи, художник получил прозвище "Padre Cosimo". Работал в Риме, при дворе Рудольфа II и в Венеции. Умер в 1621 г.
12 Pietro Francesco Mazzuchelli родился в Morazzone близ Милана в 1571 г.; молодость провел в Риме, где им исполнен ряд значительных работ, и в Венеции, где он изучал Тициана и Веронезе. Ему покровительствовал сардинский король. Умер в 1621 г. во время работ над росписью купола собора в Пьяченце, замененной затем живописью Гверчино.
13 Джованни Баттиста родился в 1555 г.; ученик Бернардино Кампи. Умер после 1607 г. Тротти соперничал с Агостино Каррачи при работах для Пармского двора. Великое множество его умелых, но слишком закругленных в композиции и формах, холодных по краскам картин украшают церкви Кремоны, Пьяченцы и других городов Ломбардии. Превосходный плафон в S. Abbondio, в котором яснее всего сказалось знакомство мастера с Веронезе, был начат (под руководством Кампи) флорентийцем Соммакини и лишь окончен Малоссо.
14 Ambrogio Figino родился в Милане в 1550 г., умер в 1595 г.; ученик Джов. П. Ломаццо.
15 Camillo Boccaccino родился в 1511 г.; ученик отца, попавший затем под влияние Романино, Корреджо, Порденоне и Тициана. Умер в 1546 г.
16 С большинством из этих художников мы еще будем иметь случай встретиться в дальнейшем изложении, здесь же сообщим краткие сведения лишь о том мастере, который, подходя ближе всего к своим прототипам, должен быть причислен к венецианской группе: о Rolland Lefevre'e, известном под прозвищем "Lefevre de Venise". Лефэвр родился в Анжу в 1608 г., умер в Лондоне в 1675 или 1677 г., после того как был исключен в 1665 г. из Французской Академии за оскорбления (Лефэвр был обижен на то, что его не выбрали в число членов по исторической живописи). В Эрмитаже мы имеем хорошую картину мастера "Эсфирь", свидетельствующую о том, что он не даром провел годы в городе Паоло Веронезе. Считается также, что Лефэвр, по примеру Джулио Романо и Агостино Каррачи, исполнил ряд очень рискованных эротических сюжетов. Несколько картин Дзелотти и Паоло Веронезе французский мастер воспроизвел в гравюре. Многие картины и других из названных художников легко принять за произведения венецианской школы; так, например, необычайно близко к Тинторетто подходит прекрасная большая картина Роттенгаммера в Лувре; близки к Веронезе: Зустрис - в своей луврской "Венере", Отто Вэниус - в "Охоте" собрания автора этой книги, Шенфельд - в прекрасной подписной картине "Брак в Кане", виденной нами у одного петербургского антиквара лет восемь тому назад. Луи Дориньи совершенно превратился в итальянца, жил и работал полжизни в Вероне, в Виченце и в Венеции.
Одетая маха (Гойя) | Linda maestra (Гойя) | Aguellos polbos (Гойя) |