Пьер Антуан де Маши, Шарль Луи Клериссо

Иллюминация в Трианоне (Кавалер Леспинас) Рядом с Хуэлем Клериссо покажется черствым, сухим и педантичным1. Его краски резки; ему незнакомо вливание одних тонов в другие; он плохо различает нежные оттенки и принужден удовлетворяться довольно банальной разбликовкой. Но Клериссо остается превосходным архитектором-живописцем, изумительным знатоком древности и первоклассным, очень своеобразным композитором. Екатерина II, питавшая к архитектуре настоящую страсть, уделяла Клериссо совершенно исключительное внимание, и это перестает удивлять после того, как, преодолев некоторую сухость работ художника, обратишься к чисто архитектурным их достоинствам. Чего-чего только мы тогда не найдем в смысле фиксирования знаменитых сооружений древности; и какое знание, какая изобретательность, какое чувство меры и понимание ритма!

С де Маши мы удаляемся на шаг от архитектурной методичности и приближаемся к Юберу Роберу. Но все же и он, в сущности, более художник циркуля и линейки, нежели красок и кистей2. Если повесить картину де Маши рядом с Робером или Хуэлем, то она сразу утратит свое обаяние, покажется скучной академической программой. Тем не менее, по сравнению с другими руинистами, мастер оказывается стоящим ближе к жизни. Уже одно то характерно, что он не брезговал изображением улиц и набережных Парижа, что он заинтересовывался небесными эффектами и пытался иногда, наподобие Беллотто, передать игру теней и рефлексов в солнечный день. Несколько его картин интересны и как памятники времени. Идя следом за Робером, он показывает нам развалины, произведенные теми bouleversements, которые уже в XVIII в. начали видоизменять готический облик Парижа сообразно с требованиями городской гигиены; в других картинах художник рассказывает про разрушения величественных дворцов Короля-Солнца или про грандиозные пожары, от которых пострадали квартал St. Sulpice'a и старый Hotel Dieu.

Ближе всего к Роберу в смысле композиции подходит Перне, тонкое искусство которого популяризовано очаровательными цветными гравюрами Жанине, предназначенными для коробочек и всяких безделушек3. Модники и модницы того времени любили в своих карманах таскать эти крошечные видики грандиозных развалин и сооружений. Подавая открытую табакерку, elegant не только просил «одолжиться», но и обращал внимание на картинку на крышечке, после чего над миниатюрой неожиданно завязывалась беседа о высоких законах зодчества и благородного искусства древних. Гигантские колоннады, нескончаемые своды, лестницы и переходы, площади и бани помещаются на пространстве в десять-двадцать сантиметров, и подписи под ними заверяют, что перед нами изображения славнейших городов античного мира.


1 Charles Louis Clerisseau родился в Париже в 1722 г. Получив «Prix de Rome» в качестве архитектора в 1746 г., он пробыл двадцать лет в Италии. В 1769 г. он «назначенный» за две гуаши, изображающие «Руины». В 1778 г. К. издал в Париже «Antiquites de la France; Monuments de Nimes» (новое издание с текстом Леграна в 1806 г.). Вниманием Екатерины II художник стал пользоваться еще в 1773 г., по рекомендации Фальконе и Кошена; снова он вступает в сношения с нею в 1778 г. через Гримма, под влиянием Рейфенштейна и, вероятно, Иосифа И. Умер мастер в Отейле 19 января 1820 г. Его постройки Hotel du Gouverneur в Метце. Модель его «Триумфальных ворот» в музее Академии Художеств. В Эрмитаже хранятся 1169 рисунков в картонах и, кроме того, 17 гуашей под стеклами в покоях Эрмитажа, выходящих на Неву. См. «Сборник Исторического Общества», тт. XIX и XXIII, а также статью А. Трубникова в «Старых Годах» 1913 г., июль — сентябрь, стр. 43 («Материалы для истории царских собраний»).
2 Pierre Antoine de Machy или Demachy родился в Париже в 1723 г. Ученик Сервандони, «назначенный» — в 1755 г.; академик —в 1758 г.; «советник» —в 1775 г.; профессор перспективы — в 1786 г. Участвовал в «Салоне» с 1757 по 1802 гг. Умер в Париже, в своей луврской квартире, 10 сентября 1807 г. Мастер представлен в музеях Парижа (Лувр и Карнавале), Анжера, Руана, Валансьена, Версаля; значительная картина де М. находится и в московском Румянцевском музее; небольшая картина, изображающая руины после пожара Сен-Жерменской фуары, у О.Э. Браза (1781 г.). Самому де М. принадлежат две гравюры. С него гравировали: его сын, Базан, Жанине и Декурти. Фигуры на картинах де М. иногда принадлежат другим художникам (напр., Лутербуру).
3 О Pernet нам известно лишь то, что в 1779 г. он выставлял два пейзажа гуашью в «Salon de la Correspondance» и что с его акварелей гравировал Chapuy и Janinet. Перне подходит к архитектурам Юбера Робера. Особенно же близки к садовым пейзажам Робера рисунки Мarechal`я, о котором, к сожалению, нам ничего не удалось найти.

Предыдущая глава

Следующая глава


Автопортрет (К.П. Брюллов, 1848 г.)

Гадалки (Манфреди)

Вид из окна дома Бенуа на Никольской улице.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жанристы > Пьер Антуан де Маши, Шарль Луи Клериссо
Поиск на сайте   |  Карта сайта