Картины Моретто

Характерно для Моретто еще следующее: картины его не сразу поражают красотой колорита; некоторые из них (например, образ в веронском San Giorgio) даже отталкивают чем-то. Но почему-то снова и снова тянет к этим произведениям, и тогда постепенно исполняешься все большего и большего восторга перед красотой их своеобразных аккордов. Самыми волнующими оказываются такие картины, как "Христос на лестнице" и "Сошествие Св. Духа" в Брешианской галерее, как образа "Св. Цецилия", "Св. Урсула" и "Мадонна со святыми" в San Clеmente, как "Св. Илья" и "Убиение младенцев" в San Giovanni и как помянутая "Мадонна со святыми" в веронском San Giorgio. В "Мадонне" San Clеmente наиболее сильные ноты предоставлены каштаново-черному ковру с парчовым бордюром, вокруг которого размещены голубовато-стальные, желтые, малиново-красные и серо-зеленые краски. Изумительной красоты здесь также тона пыльно-серого тела старца Иеронима и серой архитектуры. В "Христе на лестнице" изощренность красок доходит до утрировки1. Тело измученного Спасителя выделяется светлым блекло-зеленоватым пятном на фоне серо-розовых ступеней; белый хитон имеет мертвенный стальной оттенок, одежда ангела - мутно-желтый, а архитектура - лиловато-серый. Странное впечатление производит большой образ "Мадонна со святыми" в Вероне. В нем есть что-то чересчур резкое, его сизые и зеленоватые краски при черноватых тенях действуют сразу отталкивающим образом, но чем больше смотришь на эту гениальную по краскам картину, тем труднее от нее оторваться, и даже соседство одного из шедевров Паоло Веронезе не нарушает этих чар.

В картине "Илья в пустыне" сразу поражает предвещающая Бриля, Момпера и Сегерса романтичность пейзажа2, затем с изумлением констатируешь присутствие на "венецианской" картине этого мощного гиганта, точно созданного Джулио Романо, Даниеле да Вольтерра или Пеллегрино Тибальди. В конце концов, однако, внимание поглощается и здесь "песнопением" красок - аккордом коричневых и серо-голубых тонов в фоне с тоном тела Ильи, с глубоким красным цветом его плаща и с желтыми и красными оттенками одежды ангела. Еще пленительнее и как-то вкрадчивее "холодная" симфония картины той же церкви "Избиение младенцев". Общий тон, голубовато-серый, подчеркнут желтым ореолом, окружающим Христа. На этой "основе" расположены сверкающе-белая одежда средней женщины и ее золотисто-желтый плащ, розовая и желто-бурая краски двух воинов и, наконец, желтое пятно Ирода, взирающего издали, из своего темно-серого дворца. Может ли, однако, хотя бы подробнейшее описание дать представление о звучности этой несколько застывшей и все же восхитительной картины, когда все дело в тончайших оттенках, неуловимых даже для самого искусного копииста!


1 И утрированной до жеманности представляется экспрессивная сторона этой картины, выдающая старание художника вызвать жалость.
2 В свою очередь, этот пейзаж как будто свидетельствует о "нидерландских впечатлениях" мастера.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Аленушка (Васнецов В.М., 1881)

Портрет дочерей скульптора Мартоса (А.Г. Варнек)

Музыканты на балконе (Ганс Гольбейн-Младший)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Венецианская живопись «Золотого века» > Алессандро Моретто > Картины Моретто
Поиск на сайте   |  Карта сайта