Братья Караччи

Обедающий крестьянин (Аннибале Караччи) Обыкновенно объединяют трех Караччи в одно целое, и, действительно, в известный момент их жизни, после возвращения Лодовико из своего образовательного путешествия, и после того, как вернулись из своих поездок по северу Италии его двоюродные братья Агостино и Аннибале, "братья Караччи" исполнили несколько крупных работ сообща, а в 1585 г. даже открыли одну общую мастерскую школу, носившую название "dei desiderosi" или "degli incamminati" В общем деле роли их распределились таким образом: Лодовико был директором-администратором, Агостино представлял собой характерно болонский элемент школы - он был ее теоретиком1; Аннибале же, самый даровитый из трех, занимал первое место в чисто художественном отношении2. Однако несколько позже триада распалась: Аннибале, а вслед за ним и Агостино переселились, для исполнения значительного заказа (для росписи галереи в Palazzo Farnese), в Рим, а Лодовико остался верен Болонье. В свою очередь, и сотрудничество обоих младших Караччи продолжалось недолго; если даже не верить наветам историка болонской школы - графа Мальвазия, питавшего к памяти Аннибале какую-то странную неприязнь, приходится, на основании целого ряда свидетельств, констатировать, что между Агостино и Аннибале существовала рознь, приведшая наконец к тому, что Агостино, исполнив два сюжета в Palazzo Farnese, принял приглашение герцога Рануччио и переселился в Парму, где он вскоре и умер.

Настоящую причину разлада между братьями нужно искать не в зависти Аннибале к Агостино, о которой распространяется Мальвазия, и не во внешних обстоятельствах жизни трех Караччи, а в громадной разнице их темпераментов. Лодовико был упорным тружеником, систематично собиравшим посредством изучения прекрасных образцов то, что ему представлялось ценным, и скреплявшим собранное в одно безличное целое. Для определения "манеры", "стиля" Лодовико не существует слов. С трудом удается отличить его произведения от произведений близких к нему художников, - и то отличительным признаком является нечто отрицательное или безличное. Лодовико менее всего определенен, менее всего говорит о себе. В произведениях Агостино (особенно в его двух фресках галереи Фарнезе) сказывается его склонность к умному ладу, его способность проникаться стилем других мастеров - особенно Рафаэля и Джулио. Вполне понятно, что в нем мы имеем одного из самых тонких и толковых граверов всех времен. Напротив, в Аннибале бесконечно больше интереса к жизни, темперамента, порывов к свободе, и очень возможно, что он всю жизнь тяготился "соседством" своего брата и кузена, что его все время тянуло на больший простор, и что самая меланхолия, сведшая, в конце концов, мастера в могилу, проистекала не из чего иного, как из сознания некоторой загубленности своего таланта. Если говорить о "жертвах" академизма, то первой такой жертвой был, как кажется, сам Аннибале, обладавший огромным дарованием, которое, однако, было задушено всеми условиями духовной культуры того времени.

В Неаполитанском музее висит картина Аннибале, значащаяся под названием: "Satira contro Michelangelo da Caravaggio". Она изображает полунагого сатира, подающего вино попутаю и беседующего с мужчиной, одетым в костюм времен Караччи; рядом карлик гладит собаку; на коленях у сатира лежит щенок, с которым заигрывает обезьяна, другая обезьяна уселась на его плече. Однако остается под большим сомнением, действительно ли мы имеем перед собой насмешку над живописью представителя натурализма, и, наоборот, сразу бросается в глаза, что сама картина вся пропитана натуралистическим духом, что она имеет какое-то тайное и "симпатичное" отношение к Караваджо. Если бы в основе создания этого произведения лежало одно намерение Караччи предать осмеянию своего собрата и соперника, то, вне всякого сомнения, картина не была бы исполнена с такой тщательностью, в нее не было бы вложено столько чувства жизненной красоты. Ведь, портретообразный профиль мужчины, насмешливо о чем-то вопрошающего сатира, и особенно животные, принадлежат к лучшим "кускам живописи" итальянского барокко; кроме того, выдающимися достоинствами обладают и сами краски картины, сочетания голубого с буро-розовым, и весь общий тон, отличающийся благородной сероватостью.


1 Agostino Caracci, старший сын портного Antonio, родился в Болонье 16 августа 1557 г.; готовился быть золотых дел мастером, но затем, следуя примеру своего младшего брата Аннибале, обратился к живописи и гравюре; его учителями были: живописцы Просперо Фонтана, Пассероти, скульптор Алессандро Мингатти, архитектор, живописец и гравер Доменико Тибальди (сын Пеллегрино) и возможно, что гравер Корнелис Корт; всего двадцати лет от роду, Агостино обратил на себя всеобщее внимание прекрасной гравюрой с "Поклонения волхвов" Б. Перуцци (кроме того, его резцу принадлежат листы с Самакини, Рафаэля, Сабаттини, Кальверта и Бароччио), после пребывания в Венеции (возможно, что и в Парме) Агостино поселяется в 1582 г. в Болонье и здесь участвует в общих работах с Лодовико и Аннибале, принимая очень к сердцу злые нападки критики; в 1597 г. он следует за братом в Рим, где ему принадлежит часть фресок в Palazzo Farnese. 23 марта 1602 г. мастер умер в Парме, куда он был приглашен ко двору герцога Рануччио I; в январе 1603 г. состоялась в Болонье в память Агостино торжественная погребальная служба. Агостино любил высшее общество, отличался ловкостью в гимнастических играх, одевался с большой тщательностью и был хорошим музыкантом; в "Академии Караччи", основанной в 1585 г., он был теоретиком и философом. Достоверных картин Агостино не много (среди них прекрасный портрет в Берлине), зато имеются целые серии его рисунков (лучшие в Лувре). Новейшие историки ставят на счет изобретательности Мальвазии все рассказы последнего о той вражде, которая существовала между братьями. Незаконнорожденный сын Агостино (прижитый им в 1583 г. от венецианки Изабеллы) был учеником своего отца и Аннибале; он умер в Риме в 1617 г. Единственным более или менее достоверным произведением Антонио считается прекрасно нарисованный "Потоп" в Лувре.
2 Annibale Caracci, младший брат Агостино, родился 3 ноября 1560 г. в Болонье; пробыв несколько лет в мастерской своего двоюродного брата Лодовико, Аннибале докончил художественное образование на восторженном изучении произведений Корреджо в Парме и Тинторетто и Веронезе в Венеции; по возвращении в Болонью он принимает самое деятельное участие в работах, которые все три Караччи исполняют сообща, и навлекает на себя главное негодование завистливой критики; это не мешает художнику быстро завоевать первое место в кругу болонских живописцев. Лодовико Караччи, отклонив приглашение кардинала Одоардо Фарнезе, звавшего художника в Рим расписывать незадолго до того оконченный Palazzo Farnese, посылает (в конце 1595 г.) своего двоюродного брата вместо себя, и Аннибале в сотрудничестве с Агостино и со своими учениками - Ин. Такони, Доменикино и Альбани, создают во дворце кардинала одно из главнейших произведений "порафаэлевского периода", знаменитую роспись "Галереи Караччи" и живописный убор в соседнем "Camerino". После отъезда Агостино в Парму Аннибале все более и более предается меланхолии, вызванной отчасти той досадой, которую он почувствовал, получив слишком недостаточный гонорар (800 скуди) за свою работу в Palazzo Farnese. Умер Аннибале, всего 49-ти лет, в Риме, 15 июля 1609 г., после того как он совершил путешествие в Неаполь для поправления своего расшатанного здоровья. Аннибале похоронен, по своему желанию, в Пантеоне; погребальная церемония отличалась необычайной торжественностью. Последними работами мастера считаются фрески, исполненные им в сотрудничестве с Альбани и Бадалоккио и церкви San Giacomo dei Spagnuoli (ныне в Мадриде и в Барселоне), а также картины в галереях Кастл-Говард ("Pieta"), Венской ("Христос и самаритянка") и Лондонской ("Камо грядеши"). В Эрмитаже насчитывается двенадцать произведений, приписываемых Аннибале, среди которых один набросок автопортрета.

Предыдущая глава

Следующая глава


Март (Левитан И.И., 1895)

Мадонна в церкви (Ян ван Эйк)

Св. Христофор (Дирик Боутс)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Носители академических принципов > Братья Караччи
Поиск на сайте   |  Карта сайта