"Итальянские голландцы"

Итальянский пейзаж (Ян Бот) Было время, когда эти "итальянские голландцы" пользовались чрезвычайным почетом у любителей, и их даже предпочитали более скромным и интимным художникам с определенной национальной окраской. Наоборот, с торжеством националистических теорий, достигших своей вершины во второй половине XIX века, отношение к "итальянским голландцам" резко изменилось, их чуть ли не стали упрекать в измене отечественному искусству и видеть в них каких-то жалких оппортунистов, продававших за дешевый успех у высоко светских знатоков свое право на уважение истинных поклонников живописи. На самом деле ни прежний безмерный энтузиазм, ни позднейшее презрение нельзя считать справедливыми.

Сейчас мы гораздо глубже вникли в специфическую прелесть голландской живописи, в интимный характер ее поэзии, и мы не в состоянии уже предпочесть Бота Гойену или Берхема Поттеру. С другой стороны, однако, остается прямо непонятным, как люди, с истинной любовью относившиеся к живописи, могли игнорировать прелесть "итальянских голландцев" только потому, что они изображали поля и жителей Кампаньи вместо того, чтобы, по примеру многочисленных своих собратьев, писать польдеры, голландских фермеров и молочниц. Некоторое объяснение этой несправедливости можно видеть лишь в том, что с течением времени успех "итальянских сюжетов" породил в голландской живописи течение, отличавшееся уже совершенной шаблонностью. "Мода на Италию" дошла до того, что многие художники стали писать итальянские сюжеты, не покидая берегов Мааса и Зейдерзее, а лишь вдохновляясь мотивами, привезенными теми из их товарищей, которым посчастливилось совершить трудное путешествие на юг. Но опять-таки замечательно, что как раз среди подобных "итальянцев понаслышке" мы встречаем три "первых" имени голландской живописи: Альберта Кейпа, Воувермана и Адриана ван де Вельде, что уже указывает на значительность всего данного явления1.

Каменный мост (Андрис Бот) Наиболее крупными среди "итальянизирующих" и "бамбоччистов" представляются братья Бот, Берхем и Ян Баптист Вэникс. При этом братьев Бот скорее нужно зачислить в пейзажисты; Берхем же и Вэникс обнаружили совершенно одинаковое мастерство и чувство поэзии, как в пейзаже, так и в фигурах.

Прелесть картин братьев Бот2 в их озаренности, в том, что солнечные лучи на них освещают каждый угол, сообщают прозрачность теням, дают впечатление воздушности и легкости самым густым купам деревьев. Прекрасны также у них дали, в передаче которых больше всего сказывается влияние Клода: золотистые, радостные, манящие в бесконечность. Излюбленной темой братьев Бот являются большие проезжие дороги, тянущиеся вдоль горных ручьев, мимо величавых скал, шуршащих буков и строгих развалин. Длинные тени ложатся от плетущихся на своих осликах поселян, а старые нищие греются у отливающих золотом гробниц.

Главная специальность Берхема3 - сияющие в вечернем или утреннем воздухе равнины римской Кампаньи и разыгрывающиеся среди них идиллии; мы видим переходящие вброд стада, статных девушек, классическим жестом подбирающих свои одежды, крестьян в широкополых шляпах верхом между корзинами на мулах; танцующих под звуки волынок поселянок и, чаще всего, просто отдыхающих в тени руин или оврага влюбленных. Особую прелесть картинам Берхема придает его изумительная техника, которую лучше всего охарактеризовать словом "ласковая". При изумительной оконченности, мастер никогда не переходит в вылощенность, в сухость. Краски у него текут из-под кисти и ложатся "вкусными" мазками, которые и после двухсот лет кажутся только что положенными. Великой школой была живопись Берхема не только для непосредственных последователей, но и для художников XIX века - для нашего Сильвестра Щедрина и для Коро.


1 Обсуждение творчества последних трех художников мы откладываем до тех глав, в которых мы специально будем заниматься голландской школой, ибо, при всем их пользовании итальянскими мотивами, они все же должны быть зачислены среди "националистов"; лучшие и наиболее прочувствованные их картины передают нам местности и жителей Голландии.
2 Jan Dirksz Both родился в Утрехте около 1610 г.; ученик своего отца, живописца на стекле, и в 1624 г. - Абрагама Блумарта; много путешествовал по Франции и Италии, вернулся на родину после смерти своего брата в Венеции; умер в Утрехте 9 августа 1652 г. Картины превосходного мастера находится в музеях Берлина, Дрездена, Гаага, Карлсруэ, Копенгагена, Лондона, Мюнхена, Мадрида (с фигурами Миля), Лувра, Шверина, в брюссельской галерее графа Аренберга, в Рижском музее, в музее Академии Художеств и в Царскосельском большом дворце. - Andries Dirksz Both родился в Утрехте около 1612 г.; вероятно, также ученик Блумарта; утонул в Венеции в 1644 г. (или в 1650 г.). Считается, что А. Бот писал преимущественно фигуры людей и животных на картинах брата. Картины Андриса Бота можно видеть в музеях Будапешта (1630 г.), Франкфурта (подписана обоими братьями), Майнца, Глазго и др. Личность А. Бота становится более ясной при изучении его рисунков, офортов и гравюр других художников, исполненных с его произведений (серия "Пяти чувств" очень реалистического характера - во вкусе А. Остаде - гравирована братом Яном, которому принадлежит ряд оригинальных офортов). Близко к Ботам подходят и некоторые пейзажи Jana Hackerta (Амстердам, 1629?-1699 г.), о котором мы считаем удобнее говорить в главах о национальном голландском пейзаже. Другими имитаторами Ботов были: ученик Яна - Willem Неuschа из Утрехта (умер в 1692 г.), племянник последнего - Jacob Heusch (1657-1701) и кельнский уроженец J.F. Ermels (1622-1669 гг.). Часто Ботов напоминают старший Мушерон и Willem Schellmks, о которых речь впереди.
3 Claes Berchem, или Berghem, или Bernghem, родился в Гарлеме 1 октября 1620 г., ученик своего отца, натюрмориста Pietera Claesza, а также Гойена, Муйарта, П. де Греббера, Я. Вильса; в 1642 г. принят в гарлемскую гильдию, по всей вероятности, между этим годом и предполагаемым годом женитьбы на дочери Вильса - 1649 г. - Б. совершает свое путешествие в Италию, где на него сильное впечатление производят работы братьев Бот и генуэзца Кастильоне. Умер Б. 18 февраля 1683 г. Распродажа коллекции художника принесла вдове 12000 флоринов. Среди учеников Б. мы встречаем много славных имен: Яна де Мэра Младшего, Моммерса, Глаубера, Кареля Дюжардена, Ромейна, Зольмакера, Дирка Мааса и самого Питера де Гооха. Лучшие картины Берхема украшают музей Эрмитажа, Дрездена (1649 г.), Будапешта (1646 г.), Амстердама ("Зима" 1647 г., "Брод" 1656 г., "Руины" 1658 г.), Вены (1648 и 1680 гг.), Гааги (1648 г.), Букингемский дворец, Царскосельский дворец и др. Превосходные рисунки хранятся в Альбертине. Офорты мастера принадлежат к лучшему, что есть в этом роде.

Предыдущая глава

Следующая глава


Купальня маркизы. 1906 г.

Итальянская комедия. "Любовная записка". 1905 г.

"За ним повсюду Всадник медный". 1905 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Новая эра в натурализме > "Итальянские голландцы"
Поиск на сайте   |  Карта сайта