Истоки творчества Шардена

Прачка (Ж. С. Шарден) Движение к краске, начавшееся еще с самых дней Роже де Пиля, достигло в первой половине XVIII в. своего апогея не только в творчестве Ватто и его «группы», но и в творчестве другого великого французского живописца, стоявшего в стороне от товарищей и имевшего известное соприкосновение лишь с самым «интимным» и «реальным» среди разобранных уже нами мастеров — с Удри.

Этот художник Жан Батист Симеон Шарден1 по-своему ответил на призыв к упрощению искусства, раздавшийся в критике еще при жизни Короля-Солнца. Ларжильер принял картины Шардена, принесенные на академический суд, за произведения любимых им нидерландцев и восторженно приветствовал их автора.

И действительно, мечта французских колористов достичь прелести тех художников, в которых они видели свой идеал, была на сей раз не только осуществлена, но даже отчасти и превзойдена.

Шарден происходит, несомненно, от голландцев и, напротив, было бы натяжкой вести происхождение его по прямой линии от Ленэнов.

Между смертью последнего из братьев-реалистов и выступлением Шардена прошло более пятидесяти лет — период времени достаточно длинный, чтобы считать его за «перерыв в цепи».

Натюрморт (Ж.С. Шарден)За это же самое время, при всем преобладании академизма над жизненным искусством, увлечение нидерландцами стало охватывать все более широкие круги общества и достигло настоящей повальной моды в те как раз годы, когда началось художественное воспитание Шардена2.

Но, с другой стороны, нельзя назвать Шардена подражателем голландцев. При всем сходстве сюжетов, его мировоззрение, его вкус были иными. Во многих отношениях его приходится считать более зрелым, более сознательным художником, вполне отвечающим тому утонченному пониманию искусства, которое возникло и развилось в «Афинах нашей эры».

При всей своей кажущейся простоте, Шарден великий искусник, великий чародей живописи, познавший такие красоты в окружающем нас мире, о которых до сих пор никто не подозревал и тайна подхода к которым после него оказалась столь же скрытой, как и до его появления. Для того чтобы простая глиняная кружка или гроздь винограда могли бы казаться не только красивым куском живописи, но настоящей, полной прельщения поэмой, требуется совершенно особое откровение, особый дар видеть во всем красоту.


1 Jean Baptiste Simeon Chardin родился в Париже (на rue de Seine) 2(12) ноября 1699 г. Он сын искусного столяра, специализировавшегося на изготовлении биллиардов. Ученик видного академического живописца Pierre Jacques Cazes (1676—1754). Призванный в помощники к Н. Н. Куапелю, Ш. впервые приступает к работе с натуры. Затем он состоит помощником у Ж. Б. и К. ван Лоо при реставрационных работах в Фонтенбло. Около этого же времени им написана и первая жанровая картина, предназначенная служить вывеской для приятеля его отца — хирурга (сохранился лишь офорт Жюля де Гонкура с эскиза к этой картине, сгоревшей в отеле «Карнавал» во время Коммуны). Первое время Ш. состоит членом Академии св. Луки. Всеобщее внимание обратил на себя на выставке «de la Jeunesse» 1728 г.; в 1732 г. натюрморт Шардена, изображавший до полного обмана бронзовый барельеф, приводит в восторг Ж. Б. ван Лоо, который покупает его за двойную цену. Оба академических звания, «назначенного» и «академика», Ш., возбудивший восторг Ларжильера, получает в один и тот же день —25 сентября 1728 г. (за «Внутренность кухни» и «Плоды на мраморном столе»). В 1729 г. мастер работает для архитектора Мейссонье в Версале. В 1735 г. участвует на «ограниченной» выставке в Лувре. С 1737 г. принимает участие на выставках «Салона». В 1743 г. Щ. советник; с 1752 г. он получает королевскую пенсию в размере 500 фр. (с 1770 г. — прибавку в 400 фр.); с 1755 по 1774 гг. он казначей Академии; с 1757 г. — получает казенную квартиру в Лувре. В 1764 г. художник принимает заказ на картины для замка в Шуази. Первый раз Ш. женится 1 января 1731 г. на дочери торговца Marguerite Saintar (1735 г.); второй его женой (с 26 ноября 1744 г.) была довольно зажиточная вдова Francoise Marguerite Pouget ( 1791 г.); сын Шардена, Пьер, подававший блестящие надежды, умер пенсионером в Венеции в 1768 г. Умер Ж. Б. С. Шарден 6 декабря 1779 г. в Париже. Произведения мастера находятся в музеях Лувра (31 картина), Бура (Bourg), Анжера (3 картины), Гавра, Шербура, Руана, Ниора, Стокгольма (9 картин), Карлсруэ (7 картин), Потсдама (4 картины), Эрмитажа (3 картины), в частных собраниях гг. Бюро («Портрет портретиста Аведа», ближайшего приятеля III., 1737 г.), Делигана, Фулона де Во, Франсуа Фламенга, Анри Мишель-Леви и Леона Мишель-Леви, св. кн. Лихтенштейна в Вене (4 картины), Жаган-Марсиль, бар. Анри де Ротшильда (длинный ряд произведений, из которых лишь меньшинство достоверно), А. Воллона. Гравировали с Шардена — Леписье, Кар, Кошен, Сюрюг, Леба, Флиппар и др. См. «Eloge de Chardin», составленный Haillet de la Couronne в «Мeт. Ined. sur la vie des members de PAcad.», т. II, 428, Paris, 1854; каталог распродажи Ш., составленный Joullain (1780); Ed. et J. de Goncourt «L'art du XVIII s.», изд. 1909 г., т. I, стр. 93; Ch. N. Cochin «Essai sur la vie de Ch.», публикованный Charles Henry (Paris, 1880); Lady Dilke «Chardin a Potsdam et Stokholm» в «Gazette des B. A.», 1899; L. de Fourcaud «J. B. S. Chardin» в «Revue de Part ancient et moderne», 1899; Ch. Normand «J. B. S. Chardin» в серии «Les Artistes celebres», Paris, 1901; G. Schefer «Ch.» в серии «Les grands Artistes», Paris, 1904; номер «L'Art et les Artistes», посвященный выставке Шардена и Фрагонара в 1908 г.; Dayot et Vaillot «L'oeuvre de J. B. S. Ch. et J. H. Fragonard», Paris. 1908; Ed. Pilon «Ch.» в серии «Les Maitres de l'Art».
2 Любопытно, что мода на «маленьких голландцев» в начале XVIII в. была во Франции уже настолько сильной, что в Париже образовалась целая «фабрика» дешевых имитаций этих художников. Сам Ватто находился одно время на службе у подобного «оптового плагиатора», и на его долю выпала обязанность изготовлять бесчисленные повторения «Читающей старухи» Жерара Доу, причем оригиналом ему служила не самая картина, а плохонькая гравюра с нее. «Голландскому вкусу» потворствовали даже видные академические художники, в том числе Бон-Булон, Сантер, Бертен, Вернансаль. И в живописи Ватто современники отмечали «фламандский вкус». К сожалению, почти ничего не известно о жанристе и архитектурном живописце парижанине Michel Boyer (1667—1724), который, судя по двум картинам в собрании Маркуардт в Берне, совершенно определенно имитировал голландцев П. де Хоога, Бегу, Хемскерка. В Трианоне имеется картина Буайе, писанная на звание «академика» — «Дворец, построенный на канале»; Лилльский музей приобрел в 1890 г. картину, в которой пейзаж писал Буайе, а фигуры — Ватто, и подобная же картина, исполненная в сотрудничестве Ватто и Буайе, значилась на аукционе в Hotel de Bullion 1 декабря 1779 г. Возможно, что и на картинах в собрании Маркуардт фигуры принадлежат другому художнику, если вообще верить атрибуции. Среди голландцев особенно близок к Ватто и Ланкре Jan Carel Vierpiel или Vierpyl (род. ок. 1680 г.), представленный в Румянцевском музее картиной (напоминающей и бернских Воуег) «Концерт», помеченной 1712 г.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Семь радостей Марии (Ганс Мемлинг)

Обручение Богородицы (Франчабиджо)

Поклонение волхвов (Якопо Понтормо)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жан Батист Симеон Шарден
Поиск на сайте   |  Карта сайта