Истоки исторического пейзажа

Пейзаж с руинами (А. Перрель) По самой сути своей исторический пейзаж со всеми его разветвлениями был явлением интернационального характера. Родиной его был Cosmopolis — Рим, а главными создателями — эклектики-академики болонцы и «французский римлянин» Пуссен, в глазах Академии совершенно заслонивший собой всех своих предшественников. На Пуссена, главным образом, и указывали академические эстеты, где бы они ни заседали; его ставили в пример, его считали неисчерпаемым источников инвенций и непогрешимым учителем идеально-благородного вкуса в приложении к ландшафту. Вполне понятно после этого, если мы среди пейзажистов, выдающих так или иначе свое происхождение от Пуссена (иначе говоря, всех пейзажистов-нереалистов, всех пейзажистов академического воспитания), найдем не одних только французов, но и итальянцев, и немцев, и англичан, и нидерландцев, и даже, в конце XVIII в., русских. Громадное, впрочем, большинство среди этих «наследников» Пуссена пользовалось лишь выработанными им формулами, доходя моментами в этом пользовании и до ремесленного плагиата.

Останавливаться на всех пейзажистах-пуссенистах в общей истории живописи не имеет смысла. Но нельзя обойти молчанием тех мастеров, которые сумели вложить нечто личное в усвоенные формулы или же в преследовании чисто декоративных целей распоряжались внешними схемами пуссеновского пейзажа с исключительной красотой. Среди исторических пейзажистов пуссеновского стиля, обладавших личным поэтическим чувством, мы найдем (кроме Клода, Бур-дона и Л а Гира, о которых речь впереди) Франсиска Милле, Нейе, Кабеля, Форэ, Хейсманса, Блумена и Глаубера1.

Среди декораторов-виртуозов на первом месте стоит Гаспар Пуссен.

Жан «Франсиск» Милле из всех пейзажистов пуссеновского стиля — самый к нему близкий по духу, и в то же время это выдающийся колорист, обладавший исключительной по глубине красок палитрой2. Разумеется, до самого Пуссена (или до Клода) и Франсиску далеко: у него нет ни той вдумчивости, ни того полета, которые делают творчество обоих великих мастеров «гениальным». Он только в высшей степени даровитый художник. Однако, с другой стороны, мы никогда не найдем у Франсиска ни легковесной импровизации, ни лишнего щегольства. Для декоративных целей его картины, подобно картинам самого Пуссена, потому и не годятся, что они слишком значительны сами по себе; хочется в них разобраться и как бы пожить в этой великолепной стилизованной природе, условность которой в значительной степени смягчена живыми, сделанными на натуре наблюдениями.


1 Здесь же вспомним еще раз о выдающихся представителях исторического пейзажа в Италии: о Моле, скорее примыкающем к Альбани, нежели к Пуссену, о Розе, скорее примыкающем к Клоду, и о Маньяско, скорее примыкающем к Розе и к Калло. Настоящими пуссенистами представляются среди итальянцев Локателли и ряд архитектурных живописцев.
2 Jean Francois Millet, Milet или Mille, прозванный «Francisque», родился в Антверпене 27 апреля 1642 г.; сын французского скульптора из слоновой кости; ученик Лауренса Франкена в Антверпене, следуя за которым, Франсиск в 1659 г. переселился в Париж, где его преподавателем перспективы был Абр. Женоэльс (см. ниже); Пуссена М. мог изучать в богатом собрании банкира Жабака и в других французских собраниях. Считается, что он путешествовал по Голландии и Англии, но Италию ему не удалось посетить. Между прочим, мастером исполнена серия картин для церкви St. Nicolas le Chardonnet в Париже. С 1673 г. Ф. член Академии; умер мастер, по словам Florent le Comte, от яда, поданного ему его завистником, 3 июня 1679 г. в Париже. Произведения старшего Франсиска легко смешать с произведениями двух его преемников — сына (Jean Francois Millet, 1666—1725) и внука (Joseph Francois M., 1697—1777). Лучшие картины старшего Франсиска хранятся в Мюнхене, Брюсселе, Праге и в Шлейсгейме. Характерные пейзажи находятся также в Румянцевском музее и в собраниях Е.Г. Швартца и П.П. Вейнера.

Предыдущая глава

Следующая глава


Зима (Н. Ланкре)

Месяц сентябрь - замок Сомюр (Братья Лимбург)

Искушение Спасителя (Братья Лимбург)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Исторический пейзаж > Истоки исторического пейзажа
Поиск на сайте   |  Карта сайта