Игривое искусство Корреджо
Разбирать искусство Антонио Аллегри "Корреджо" в связи с прочим искусством первой половины XVI века представляет некоторые затруднения1. Оно слишком выходит из общего настроения и всем своим духом забегает вперед на два века. Можно сказать, что Корреджо и не имел непосредственного влияния на современников. Некоторые внешние черты переняли от него Франческо Маццуола, прозванный "Пармеджанино", свойственник последнего Джероламо Маццуола, М.А. Анвельми, Ф. Рондани и Лелио Орзи, и какие-то нити связывают его искусство с творчеством таких художников, как Бекафуми, Лотто, Бароччио, Дж. Ч. Прокачини. Но почти всюду при этом мы наблюдаем скорее случаи совпадения, нежели взаимного влияния2. К тому же и эти совпадения больше касаются типов, телосложения фигур, их изысканных жестов и жеманной грации, чем сущности искусства Корреджо, которое остается совершенно в стороне от прочего движения итальянского возрождения3.
Внешнее выражение этой сущности искусства Корреджо можно видеть в том, что оно охвачено одним новым для того времени элементом - "игривостью", всюду проникающей, легкой и воздушной. Но черту эту можно рассматривать и как отражение всего душевного склада художника. Корреджо - человек не XVI, а XVIII века; он не похож на итальянца времени Возрождения, а скорее напоминает француза эпохи последних Бурбонов. У Сарто (с которым единственно и можно сравнивать Корреджо) упадок духовных сил перешел в грусть и унылую слабость. Корреджо, напротив того, всегда радостен, счастлив, он реет, как божество, над землей и, как божество, он улыбчив, ласков, царствен. При этом нужно отметить еще одну его особенность - он равнодушен, и именно это не вяжется с общей психологией начала XVI века.
В Корреджо упадок духовного здоровья Ренессанса есть уже нечто завершенное. Он всего лишь лет на десять моложе Рафаэля и на двадцать - Микель Анджело, но он целиком охвачен совершенно другими идеями и чувствами, нежели те, которые владели этими двумя гениями. Для него борьба христианства с язычеством не только кончилась победой последнего, но он даже это принимает как давно известное, окончательное и бесповоротное. Язычество Корреджо непохоже и на язычество Джулио Романо - крепкое, мужественное. "Боги Корреджо" (все равно, носят ли они имена христианских святых или античных олимпийцев) все вместе представляют один веселый сонм чувственных, беспечных, вечно юных существ, которые витают где-то вдали от страданий земных, отдаваясь ласкам, играм и забавам, и которые не знают ни ужаса греха, ни жала смерти, ни молитвы, возносящейся к Верховному Владыке.
Если трудно уловить влияние Корреджо на современников, то тем более велико его значение в дальнейшей живописи, мало того - во всей дальнейшей культуре. Его искусство сыграло роль змия-искусителя; оно было призвано непреодолимыми чарами отвлекать мудрецов и государственных людей в сторону чувственной суеты, оно первое решительно профанировало алтари. Именно то, что оно было таким вкрадчиво-веселым, нежным, как бы безвредным, привело к тому, что оно соблазнило всех, подчинило себе и церковь. Не Микель Анджело оказался вождем искусства католицизма с конца XVI века, а именно Корреджо, его улыбка и его ласка. Ведь за Микель Анджело смогли пойти лишь такие редкие "пустынники", как Тинторетто и Греко. По руслу же, проложенному Корреджо, потекла впоследствии вся жизнь искусства. Под его влиянием изменилась самая церковная архитектура, все средства ее воздействия на массы. Когда культ Корреджо со времен Каррачи стад первенствующим, он сообщил академизму то, что именно и сделало его популярным.
1 Антонио Аллегри прозван "Корреджо" по городу, из которого он родом. Год рождения знаменитого мастера, к сожалению, не удалось до сих пор установить (по словам Вазари, он умер сорокалетним в 1534 г., 5 марта). Его дядя, Лоренцо, был живописцем, и, вероятно, первые сведения в искусстве Антонио получил от него. Кроме того, учителем его считают Бианки Феррари. В лице супруги владетельного князя Корреджо, Вероники да Гамбара, одной из образованнейших женщин "золотого века", Антонио получил влиятельную покровительницу, и, благодаря ей, еще юношей он посетил Мантую, где при дворе Изабеллы д`Эсте группировались лучшие художники и поэты того времени и где были собраны произведения великих вождей Ренессанса, в том числе Леонардо да Винчи. В 1514 году им написан запрестольный образ в церкви Сан-Франческо в Парме (ныне в Дрездене); около 1518 г. им расписана приемная апартаментов аббатиссы в монастыре Сан-Паоло там же; с 1520 по 1524 г. он украсил фресками церковь св. Иоанна; с 1526 по 1530 г. расписал купол Пармского собора. С 1530 г. Антонио живет на родине и пишет по заказу герцога Мантуанского ряд мифологических картин. Принято Корреджо причислять к пармской школе, но самое существование такой школы можно считать спорным. Как и в каждом другом итальянском городе, и в Парме во все время было немало художников, но все они отражали в более или менее слабой степени течения соседних школ и не имели общих между собою отличительных черт, которые дают возможность считать художественное творчество известного центра за "школу". Ничего в Парме не подготовило появления Корреджо, и с некоторой натяжкой можно говорить о "корреджизме" пармцев, работавших после него. Из художников, которые относятся к "пармской школе до Корреджо", достойны упоминания архаический Якопо Лоски (1425-1504), несколько черствый, но умелый, яркий, красочный "беллинеск" Кристофоро Казелли (1450-1521), а также подражатели Фрапчии Майнери (конец XV в.), Алессандро Аральди (умер в 1528).
2 Наиболее удачно подражали Корреджо пармский мастер Франческо Рондани (1490-1548) и поздний моденский художник Бартоломее Скидони (1570-1615).
3 Несравненно большее влияние на современников имел Пармеджанино, который успел в самый расцвет своего скороспелого таланта пожить в Риме и Болонье, и стиль которого необычайно быстро распространился по всем странам, благодаря гравюрам с его произведений.
Арка Главного штаба. 1941 г. | Вакханалия (Цезарь Эвердинген) | Беседка в Павловске. 1902 г. |