Игра со светом

Житие святой Варвары (Лоренцо Лотто, 1524 г.) В 1527 или 1528 году мастером написана одна из самых странных и в то же время поэтичных картин Ренессанса - "Благовещение" (ныне в церкви S. Maria sopra Mercanti в Реканати). Есть что-то общее между этим interieuroм и комнатой, в которой покоится святая Урсула Карпаччио, и, кроме того, есть еще черты чего-то примитивного в самом расположении декорации и в некоторых деталях (например, стриженые деревья в фоне). И все же какая разница между этой картиной, в которой "примитивизм" является скорее прихотью, и произведением венецианского "кватрочентиста", в котором все наивное было обусловлено самым мировоззрением автора. Уже совсем не наивна эта Богоматерь, "ведущая роль" лицом к публике; еще более "дерзновенный образ мысли" выдает этот "балетный" ангел, вставший в неловкую и изощренную позу. Но особенно зрелость мастера выразилась в совершенно изумительной передаче светового эффекта, сотканного из рефлексов и полутеней. Как "хитры", например, тусклые и все же определенные удары света на косяке портала, на балюстраде или мягкие тени, падающие на стену от предметов, расставленных на полке. Всюду чувствуется наслаждение прециозными мелочами и изысканными "интимными" деталями1.

Столь же интересна, как этот "intеrieur", декорация картины Берлинского музея, изображающей прощание Христа с Матерью (1521 г.). Происходит сцена в каком-то колонном храме, напоминающем несколько постройки Микелоццо и Брунеллески во Флоренции. Здесь, как в "Благовещении", свет стремится из глубины, через аркады, открытые на монастырский сад, и через большое круглое окно над ними; на первом плане и здесь идет нежная игра скрещивающихся потоков света, рефлексов и теней2. Но все в целом носит еще более изощренный характер, еще более выдает вкус Лотто к вычурному, а патетические позы фигур достигают даже припадочного кривляния3. К чудачествам, характерным для Лотто, принадлежит и тот написанный с величайшим искусством натюрморт, который здесь без всякой связи с остальным изображен на самом первом плане. Что означает эта ветка с вишнями и лимон? Имеет ли эта деталь какой-либо тайный символически смысл, или же она просто повторяет трогательно-наивный обычай кватрочентистов изображать на своих запрестольных образах подношения благочестивых дарителей? Такая наивность в такой картине есть уже, во всяком случае, нечто "нарочное" и даже болезненное, "декадентское".

Еще раз Лотто предоставляет декорациям значительную роль в предэлле с историей св. Лучии, хранящейся в Библиотеке Иези (1529 г.). Здесь сцены состоят из прелестных по пропорциям строений того же тосканского оттенка, как в берлинской картине и во фресках Трескорре. Но прелесть заключается в совершенно исключительной их правдивости, достигнутой посредством виртуозного, не имеющего себе подобного распределения света, благодаря ему картину эту можно сравнить разве только с теми задачами, которые ставили себе величайшие "люминисты" - голландцы XVII века. От действия вечерних лучей все формы тают, стушевываются. Бесподобно передана окутанность прозрачным сумраком закоулков, в которые еле проникает отраженный свет, переливы теней по выступам архитектуры, туманность далей, отчетливая яркость ближайших граней, плавные крушения колонн и арок.

В сцене, где святую тащат на место казни, Лотто изобразил площадь в характере тосканских площадей XV века; вечерний серебристый свет скользит по трону проконсула4, по аркам лоджии, рефлектируясь в сводах и на задней стене ее, проникает вглубь улицы и нежно лепит архитектурные громады городских ворот, дворцов и далеких, вырисовывающихся на закате, башен. Как завороженный сон действует эта небольшая, узкая картина, вся полная чарующей поэзии и поразительного знания видимости.


1 В этой, в общем, прекрасной картине Лотто опять-таки бросаются в глаза свойственные мастеру недочеты. Безобразно, например, приставлена к плечу правая рука ангела, и плохо связана голова с плечами; мучительное впечатление производит и его неустойчивая поза; неудачно нарисована кошка, пробирающаяся через комнату (но самая идея этой подробности обнаруживает лишний раз смелость мастера, его готовность все принести в жертву для достижения большей выразительности); наконец, со всем плохо изображение Господа Бога, высовывающегося из-под крыши крыльца. Складки одежды Марии разработаны превосходно; складки альковных занавесей и одежды ангела - явная и плохая "отсебятина".
2 Общее с искусством Содомы и Бекафуми представляет, благодаря той же игре света, совершенно "барочная" картина Лотто в церкви в Челано "Успение Богородицы", 1527 г. В то же время вертлявая орнаментальность ее композиции напоминает фрески Филиппино Липпи в церкви "Минервы" в Риме.
3 Любопытно, что и на сей раз между колоннами пробирается кошка. Хочется думать, что ласково-нежный, чувственный, но полный душевных противоречий Лотто питал особую слабость к "домашним сфинксам".
4 Еще лучше в смысле живописи и композиции большой вариант той же сцены "Лучия перед проконсулом", являющийся запрестольным образом.

Предыдущая глава

Следующая глава


Нагой мальчик (А.А. Иванов, этюд)

Явление Христа народу (Иванов А.А., 1837—1857 гг.)

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой (Иванов А.А., конец 1840-х — 1857 гг.)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Венецианская живопись «Золотого века» > Лоренцо Лотто > Игра со светом
Поиск на сайте   |  Карта сайта