"Heredi Paoli"

Зал кариатид (Лувр. Париж) Художественная критика XIX в., в своем желании округлить и упростить исторический материал, отнеслась, напротив того, с величайшим пренебрежением ко всему творчеству Венеции, после смерти Тинторетто и Веронезе, а также ко всему тому, что создавали при их жизни менее значительные мастера.

При этом был сделан ряд ошибок, и наименее простительной представляется та, которая касается "группы Веронезе", близких к Паоло Калиари художников и его наследников. Определенно презрительный тон выработался по отношению к этим heredi Paoli, задавшимся целью продлить творчество великого мастера за пределы могилы. Между тем мы стоим перед неразрешимой загадкой и не знаем, где в точности кончается личное творчество Веронезе и где начинается творчество его "боттеги", его наследников и его "двойников". В атрибуциях картин произошла полная путаница, выросшая благодаря художественным взглядам XIX в., воспитанным академической схоластикой. Ценители, подобные тем, которые выражали свое негодование относительно гениальнейших произведений Тинторетто, считая последние "импровизаторской мазней", способны были с легким сердцем отнять у Веронезе картины, наиболее смелые по фактуре, и отдать их с пренебрежением "боттеги"1. И наоборот, вялые по краскам и робкие по технике картины приписывались самому мастеру, раз только в них усматривали тщательность и усердие, будто бы отвечающие "художественной морали". В свою очередь, вместе с отличными картинами той же "боттеги" было отдано все, что носило слабый отпечаток "вкуса Паоло Веронезе", но было явно недостойным его самого.

Мы не в состоянии сейчас исправить накопившиеся ошибки. Для этого потребовалась бы архивная и критическая работа такого объема, который вывел бы нас далеко за пределы поставленной задачи. Но указать на них давно пора, и, может быть, такое указание побудит к специальному выяснению вопросов: кем были на самом деле три художника, носящие ту же фамилию Калиари2, и лучший из подражателей Веронезе - Андреа Вичентино; в чем заключалась роль таких совершенно забытых мастеров, как Баттиста Франко3 и Джузеппе Порта Сальвиати4, несомненно, способствовавших во многом выработке "стиля Паоло Веронезе"; наконец, где границы самостоятельного творчества обоих Фаринато5?

Последний вопрос особенно интересен, ибо - по нескольким вполне достоверным произведениям обоих художников - они обладали таким мастерством техники и такой красотой красок, которые отводят им место "сейчас после Веронезе" и в непосредственной близости с ним. Лишь некоторая вялость темперамента, сказывающаяся в каждом из них, не позволяет их зачислить в плеяду величайших венецианцев.


1 Это случилось, например, с целой серией картин Венского музея, происходящих из собрания бэкингемского герцога и с легким сердцем приписанных Викгофом Монтемеццано "wenn durchaus ein Name genannt werden soll". Между тем, по крайней мере, три из этих картин принадлежат к лучшему, что создано Веронезе: "Христос и самаритянка", "Жертвоприношение Авраама" и "Сусанна и старцы". По сочной импрессионистской технике, по звучности и сочетанию красок первая из этих картин имеет вообще мало себе равных в истории живописи; блеск и яркость достигнуты здесь благодаря необычайно находчивым приемам, сообщающим этой картине значение настоящей школы живописного мастерства.
2 Фамилию Калиари носили пять художников: Паоло и Бенедетто, их отец ваятель Габриеле, сыновья Паоло: Габриеле и Карлетто. Под haeredes или haeredi Paoli подразумеваются, главным образом, великий мастер перспективы Бенедетто (умер в 1598 г.) и достойный ученик Паоло - Карлетто (1570-1596 гг.). Габриеле (1568-1631 гг.) известен, между прочим, как автор интересного мужского портрета в галерее Колонна в Риме. Впоследствии он всецело отдался торговле, но не терял связи с художественным миром, где его ценили за советы и критику.
3 Шедевром мастера в Венеции считалась живопись, ныне очень пострадавшая, в церкви S. Francesco della Vigna.
4 Паоло Фаринато дельи Уберти родился в Вероне в 1522 г; ученик Джольфино и Бадиле, много изучал Пармеджанино и Джулио Романо. Умер в 1606 г. Из произведений его назовем "Чудо с хлебами", написанное им семидесяти девяти лет от роду (веронский S. Giorgio), и "Ессе Homo" в Веронском музее. Произведения его имеются в Пьяченце (S. Sisto), в Бергамо (Duomo), в Венеции.
5 Джованни Баттиста Фаринато да Верона, известный также под прозвищем "Баттиста Дзелотти" и "Баттиста Фонтана", родился в Вероне в 1532 г.; был учеником своего дяди Паоло, соучеником Паоло Калиари и Антонио Бадиле, и, согласно Вазари, - Тициана. Большая часть его жизни протекла в провинции, где специальностью Дзелотти было украшение вилл богатых патрициев, построенных преимущественно Палладио. Одно время он работал вместе с Паоло Калиари, но имеются указания на то (едва ли достоверные), что впоследствии между ними возникла рознь. Умер Дзелотти в 1592 г. Главнейшие его произведения: фрески в Тиене, Лонедо, Фандзоло, Коттайо, картины в Вичентинском соборе, в Венском музее. Орацио Фаринато был сыном и подражателем Паоло Фаринато.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Качели (Ж.О. Фрагонар)

Осень (Я. Бассано)

Взятие Богородицы на небо (Джованни Баттиста Тиеполо)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Живопись барокко в Венеции > Под именем Великих
Поиск на сайте   |  Карта сайта