Гравюры Кампаньолы и Вердедзотто

Святой Иероним в пустыне (Доменико Кампаньола, гравюра на дереве) Достоверное граверное творение Доменико Кампаньолы, состоящее из десяти оригинальных листов и четырнадцати композиций, по которым резали другие граверы, содержит, между прочим, прекрасный пейзаж со св. Иеронимом, которого художник изобразил всматривающимся в борьбу льва с медведем среди поляны1. Рисунками Кампаньолы (преимущественно исполненными пером для гравюры, в очень законченной манере) особенно богаты собрания Уффици, Британского музея и Штэдельского института2. Многие из них изображают пейзажи, другие - фигуры, этюды голов и прочее. Надо, впрочем, сказать, что теперь усматривается склонность все тицианескные рисунки приписывать Кампаньоле, тогда как несомненно, что далеко не вся эта масса рисована одной рукой. Из картин Кампаньолы на первом плане должен был бы стоять восхитительный летний пейзаж с бурлящей рекой (в Эрмитаже), если только вообще возможно сохранить убеждение в том, что эта атрибуция достоверна и что не целиком картина писана Скиавоне, которому приписывают фигуры Ио и Юпитера, украшающие этот пейзаж.

В специальной истории пейзажа не может быть пропущено еще одно имя - имя ближайшего к Тициану человека, "его друга" (amico di Tlziano), как говорит Вазари, мессера Джан-Мария Вердедзотто, "молодого и даровитого дворянина". Вазари сообщает, что он был довольно умелым рисовальщиком и живописцем, как это видно из нескольких прекрасных (bellissimi) пейзажей, им нарисованных. "Богато одаренным юношей" называет Вердедзотто и Дольче, по словам которого, Джан-Мария соединял большую склонность к живописи с литературной образованностью. К сожалению, судить о художественном даровании этой интересной личности приходится только по иллюстрациям (деревянным гравюрам), украшающим книгу самого Вердедзотто "Cento favole morali" (1570 г.), настолько прекрасным, особенно что касается пейзажных фонов, что их обычно приписывают Тициану. К этим иллюстрациям приближаются очаровательные гравюры в более ранней книге Дольче "Transformazioni" (1553 г.), и опять-таки здесь чувствуется влияние Тициана - особенно во всем, что касается слитности композиции и какого-то "аромата натуры".


1 Почти все гравюры Доменико и с Доменико относятся к 1517 - 18 гг. (один лишь "Св. Иероним" может быть датирован несколько позже).
2 Два превосходных рисунка Кампаньолы имеются в собрании С.П. Яремича - "Воспитание шелковичных червей" и "Горный пейзаж". Несколько малодостоверных рисунков Кампаньолы имеются и в Эрмитаже.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Иллюстрация

Сельский крестный ход на Пасху (Перов В.Г., 1861 г.)

Приезд гувернантки в купеческий дом (Перов В.Г., 1866 г.)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Венецианская живопись «Золотого века» > Рисунки и гравюры > Гравюры Кампаньолы и Вердедзотто
Поиск на сайте   |  Карта сайта