Беноццо Гоццоли
Среди художников, к которым нам следует теперь обратиться, старшим представляется ученик фра Беато - Беноццо Гоццоли1.
Иные исследователи хотят отнести на его счет всевозможные особенности во фресках капеллы папы Николая в Ватикане, как-то: наиболее реалистические фигуры в "Раздаче милостыни", а также живописные ухищрения декораций. Однако доказать это трудно, и, во всяком случае, в первом достоверном образе Беноццо, в алтаре della Cintola2 Ватиканской Пинакотеки (1450 года, происходит из Монте-фалько), он еще не более как вполне послушный ученик и подражатель Беато. В главном сюжете этого образа значительную роль продолжает играть золото, а в очаровательных предэллы светятся яркие, пестрые краски: лазуревая рядом с розовой, желтая рядом с зеленой. Особенно прелестна декорация на "Бракосочетании Богородицы" (розовый храм на античных колоннах с готическим верхом) и на "Благовещении" (лоджия на тонких колоннах среди зеленой травы заключенного в стены сада). Всюду те же схемы, которые известны нам из серии картин Беато в Флорентийской Академии, лишь оживленные еще более ясной расцветкой.
От всего веет веселой праздничностью, и уже проглядывает, хотя и робко, особенность Беноццо - какая-то светская, земная суетность, столь отличная от исключительно "небесной" психологии фра Анджелико3.
Однако отделившись от своего учителя еще в 1450-м году и исполнив целый ряд самостоятельных работ в Монтефалько, в Витербо, в Риме, Беноццо постепенно забывает заветы Беато и становится самостоятельным. В 1459 году он получает очень ответственный заказ: Козимо Медичи, мудрый "негласный" властелин Флоренции, "отец отечества", достигший к тому времени полноты власти и построивший себе среди родного города палаццо в изысканном современном вкусе, поручает Беноццо роспись часовни в этом истинно царском дворце (ныне Palazzo Riccardi). Часовню эту украшала уже картина Филиппо Липпи "Мадонна в лесу" (ныне в Берлине), и молодому художнику досталась задача представить тех, кто готов приобщиться к Божественной Матери в ее поклонении Сыну. Для этой цели Беноццо придумал очень остроумную композицию: в непосредственной близости к образу, стоявшему перед окном, он нарисовал молящихся и поющих ангелов, в остальных же фресках он развернул длинную процессию, в которой трем персонажам он дал роли волхвов, а остальных, сгруппированных вместе, он изобразил в виде их свиты. Среди последних мы видим самого Козимо и его клиентов, весь его "двор", в том числе самого художника Беноццо, тщеславно обозначившего свое имя на шапке.
Фрески капеллы Медичи - настоящий клад для ознакомления с эпохой. Это - богатое собрание портретов и неисчерпаемый гардероб самых разнообразных костюмов. В то же время это - чарующая картина или "убор", нечто в роде тех тканых шпалер, которыми было принято увешивать стены богатых домов. Особенную прелесть картине придает та декорация, среди которой Беноццо заставляет идти и ехать участвующих в процессии. В сущности, все, что мы видим здесь, уже знакомо, и даже давно знакомо, нам. Эти точно из дерева вырезанные скалы мы встречали на произведениях XIV века, например, на фресках "Триумфа смерти" в Пизе; эти рощи писал Спинелло, эти кипарисы-метелки и эти неправдоподобные пальмы встречались у Беато. Беноццо не пионер. Старомодным кажется даже его способ "громоздить пейзаж". Есть что-то ребяческое в том, как этот современник Кастаньо и Мантеньи передает удаление посредством каких-то винтообразных дорог и лабиринтов. Сама краска до чрезвычайности архаична, если принять в соображение, что во Флоренции имелись уже фрески Доменико Венециано и Пьеро деи Франчески. Но никому еще до Гоццоли не удавалось собрать в такое стройное и богатое декоративное целое разнообразные элементы пейзажа XIV и начала XV века.
1 Беноццо ди Лезе ди Сандро, прозванный Беноццо Гоццоли, родился около 1420 года; в 1444-м году он поступает в помощники к знаменитому скульптору Гиберти для работы над барельефами Баттистера; с 1447 года он уже помощник Беато Анджелико, жившего с 1445 года в Риме. С июля по сентябрь того же года Беноццо работает в Орвието, с 1480 по 1452 в Монтефалько, в 1453 в Витербо, в 1458 в Риме; с 1459 он занят фресками капеллы во дворце Медичисов во Флоренции; с 1463 по 1467 Беноццо работает в Сан Джиминиано, с 1468 по 1487 в пизанском Кампосанто. Умер Беноццо в 1497 году в Пистое, куда он бежал от чумы. Упомянутые только что барельефы на дверях флорентийского Баттистера имеют большое значение в истории живописи и, в частности, в истории пейзажа. Для Флоренции они означали то же самое, что для Падуи "перспективные" барельефы Донателло. Еще до того, как живописцы решились отвести первенствующее место "декорации", с целью характеризовать место действия, это сделал с поразительным мастерством и тактом скульптор Гиберти. Достаточно указать здесь на то, что мелкие фигуры на этих барельефах почти сведены к роли стаффажа и что многие из этих "пластических картин" производят удивительное впечатление глубины.
2 Мадонна, передающая пояс cintola святому Фоме.
3 В том же характере исполнена роспись сводов в Орвието, где Беноццо должен был добавлять свои фигуры к написанным уже фра Беато.
Интерьер. 1900-е г. | Диана и Каллисто (Тициан) | У бассейна Цереры. 1897 г. Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897 г. |