Гарофало

Рафаэлита феррарца Гарофало1, изучать которого у нас можно в Эрмитаже и в Гатчине, следовало бы отнести к той же категории внешне красивых художников, если бы в нем, и особенно в пейзажах его картин, не сказывалась какая-то германская склонность к чувствительности, к романтической мечтательности. Именно его пейзажные фоны очень пригодились для романтиков начала XIX века - ведь в Германии много произведений Гарофало и тех близких к нему, ныне полузабытых мастеров, которые при рыцарском дворе феррарского герцога создавали свои сказочные картины, служившие как бы живописными дополнениями к поэмам Ариоста.

Особенно любит Гарофало сочные купы деревьев, точно скрывающих в своей чаще дриад и сатиров, фантастические города и руины или же долины, окаймленные высокими синими горами, которые манят соблазном авантюр, среди которых можно встретиться с волшебниками и чудовищами2. Фигуры Гарофало, однако, до последней степени безжизненны и приторно условны. Это какие-то красивые куклы, а не люди или небожители3. Да и в колорите его, сочном, цветистом и ясном, сказывается странное отсутствие эмоционного начала. В сравнении с ним необычайно выигрывают беспокойные, суетливые картины его соотечественниках. Маццолини (1481-1530), и выигрывают они именно благодаря тому, что в пестрых и жгучих красках последнего проявляется необычайная темпераментность, которая позволяет забывать и известный "провинциализм" мастера и его непонятную в дни Рафаэля и Тициана простоватость4.

Соотечественника Рафаэля, урбинца Таддео Цуккаро можно лишь с натяжкой причислить к "рафаэлитам"5. Он родился спустя девять лет после смерти Рафаэля, а в Рим прибыл в 1543 году. Однако Вазари указывает настойчиво на то, что Таддео изучал именно произведения Рафаэля, и следы этого изучения, действительно, встречаются в наиболее продуманных из произведений мастера, бесспорно даровитого, но, к сожалению, разменявшего свой талант и превратившегося очень скоро в какого-то подрядчика всех живописно-декоративных работ Рима в дни папы Юля III6.


1 Бенвенуто, сын Пьеро Тизи, прозванный "Гарофало" по местечку, откуда семья была родом, родился в Ферраре в 1481 г. Он был учеником своеобразного, поэтичного, но еще суховатого "кватрочентиста" Доменико Панетти (1460?, ум. около 1512). Довольно рано (согласно сведениям не вполне достоверным) Гарофало попал в Рим, где он состоял при флорентийском мастере Дж. Бальдини; затем он поступил к Косте в Мантуе, но в 1505 г. (или 1510?) он снова в Риме, где сближается с Рафаэлем. Приблизительно с 1517 г. мастер почти безвыездно живет в Ферраре. В 1530 г. после тяжкой болезни Гарофало ослеп на один глаз и, чтобы не ослепнуть на другой, дал обет всегда одеваться в серое. Умер Гарофало в Ферраре 6 сентября 1559 г.
2 Дивный пейзаж стелется под его "Мадонной в глории" Капитолийского музея. Встречающиеся здесь постройки: хижины, башни, замки, портовый город - заимствованы у немцев; огромные синеющие в воздухе доломиты напоминают нидерландские схемы, изобретенные Матсейсом и разработанные Схорелем. Но сочность тона и живопись скорее напоминают Венецию, лишь с оттенком холодной серебристости, а ритм мягких линий, просторных далей и разлитая на всем тишина заставляют вспоминать Перуджино, Франчию и Винчи. Аналогичный пейзаж встречается и на прелестной картине в Дрездене "Марс и Венера".
3 Вазари рассказывает, что Гарофало одним из первых в северной Италии стал прибегать к лепным макеткам и к манекену на шарнирах.
4 Рядом с Гарофало следует упомянуть другого подражателя Рафаэля, Бартоломео Раменги да Баньякавалло (140-1542), ученика Франчии. Этот несколько безличный, но все же красивый мастер, совершенно освободился с течением времени от робких формул мастерской Франчии и приобрел величественный стиль римской школы. Еще до Пеллегрино Тибальди он кладет основание в Болонье "новой манере". Увлечение Баньякавалло феррарцем Доссо Досси сказалось благотворно на колорите и на пышности композиций мастера.
5 Таддео Цуккаро родился в Sanf Agnolo in Vado близ Урбино 1 октября 1529 г. Он был учеником своего отца, скромного живописца Помпео из Фано, и Джакомо ди Д.Б. Бертуччи из Фаэнцы. Непреодолимое желание видеть Рим заставило четырнадцатилетнего Таддео отправиться туда и претерпевать горькую нужду. Во время своего вторичного пребывания в Риме ему удалось определиться к своему родственнику, Франческо ди Сант Аньоло, бывшему сотрудником Перино дель Вага. В качестве помощника Таддео поступил затем к Даниелю де Парма, ученику Корреджо. В 1548 г. Цуккаро исполнил первую ответственную работу - фрески на дворце Я. Маттеи ("Деяния Фурия Камилла"). Начиная с 1550 г. с Таддео обыкновенно сотрудничал его младший брат и ученик Федериго (род. в 1539 г.?). Из работ Таддео назовем фрески в римских церквах Consalazione близ Капитолия (1556 г.), San Marcello (капелла Франджипани), "Рождество" в S. Maria del Orto a Ripa, (остальное здесь принадлежит Федериго), одну из фресок "Карл Великий подтверждает дар Пепина" (фреска эта самая красивая во всем зале) в зале "Regia" в Ватикане и громадный декоративно-исторический цикл, украшающий замок Фарнезе в Капрароле. Умер Таддео 2 сентября 1566 г. и похоронен в Пантеоне.
6 Таддео обладал, подобно Рафаэлю, талантом организации художественного труда и руководства им. Под его начальством состоял целый полк художников, и при этом лучшие произведения, носящие имя Таддео, отличаются все же цельностью. Вазари рассказывает об одной сложнейшей работе Цуккаро, которую) последний должен был сдать в чрезвычайно короткий срок, что она имела вид исполненной одной рукой. Сам мастер работал с необычайной быстротой. Точно намеком на Цуккаро звучат слова Аретина в "Диалоге Дольче" 1557 г.: "В настоящее время я опасаюсь, что живопись идет по ложному пути: ибо я не вижу ни одного юноши, который подавал бы надежду, что он достигнет совершенства. Те же, которые могли бы создать нечто выдающееся и редкое, прилагают, одержимые алчностью, мало старания к своим работам". Вазари неоднократно говорит об этой алчности Таддео, но несколько странно слышать эти слова от художника, который сам, обремененный заказами, нередко превращался в "подрядчика".

Предыдущая глава

Следующая глава


Дорога в лесу (Лантара)

Петербургские типы (Н. Щедровский)

Вид Толедо (Греко)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Конец Золотого века в средней Италии > Художники из мастерской Рафаэля > Гарофало
Поиск на сайте   |  Карта сайта