Флоренция Гирландайо в фресках Santa Maria Novella

Тайная вечеря (Доменико Гирландайо) Если бы все, что дошло до нас от XV века, пропало, исчезла бы вся литература, все искусство, все архивные документы, но остались бы одни эти фрески в церкви Santa Maria Novella, то уже из них мы могли бы вполне ознакомиться с тем временем, по крайней мере, с тем, как выглядело то время. Мы увидели бы и типы улиц, и типы храмов, и типы комнат Флоренции 1490-х годов, Флоренции Гирландайо. Правда, душа этих дней, рыдающая в творении Боттичелли, умиляющаяся в творении Перуджино, осталась бы для нас неразгаданной. Мы поняли бы, почему Лоренцо мог быть назван Великолепным, почему постройка дворца аристократа Строцци представлялась делом, в котором были заинтересованы все граждане Флоренции, мы вообразили бы себе те пиры и турниры, те комедии и балы, которые служили, наравне с пышными службами, развлечением для изображенных Гирландайо статных, одетых в парчу дам и для важных, облаченных в пурпур патрициев. Но мы не поняли бы, почему явился Савонаролла, кого он мог увлечь, заразить, подвинуть на отчаянное выступление, на риск жертвовать всем благосостоянием и даже жизнью.

Гирландайо часто характеризуют как великого реалиста, но на самом деле это не совсем верно, ибо и у него реализм выражается лишь местами, особенно в лицах и костюмах, тогда как во всем остальном он слишком преследует декоративные цели, чтобы его творчество являлось каким-либо непосредственным отражением действительности1. Мы скорее видим "тип" и "стиль" флорентийской жизни в последние годы XV в., нежели точное отражение этой жизни. Эта черта его творчества нашла себе свое выражение и в пейзаже. "Ведуты" с натуры в его произведениях - редкость2, и почти ничто не производит впечатления перенесенного в картину этюда. Нет у него и изысканно реалистических затей в освещении или исканий передать какое-либо настроение. Не более реальны декорации Гирландайо и на фресках Santa Maria Novella: они все сочинены для данного случая; но, правда, сочинения эти согласованы со вкусами дня. Покои евангельских лиц могли бы служить образцами для флорентийских дворцов; иерусалимский храм задуман в стиле церквей Микелоццо, Брунеллески и Маяно.

Роспись церкви Santa Maria Novella во Флоренции (Братья Гирландайо) Характерно для Гирландайо и то, что из четырнадцати сюжетов, покрывающих боковые стены "соrо", лишь три происходят в открытой местности и один на улице, где-то у городской стены ("Встреча Марии с Елизаветой"); во всех же остальных главное значение имеет архитектура: руины с коринфскими колоннами в "Магах", триумфальная арка в "Избиении младенцев", наконец, ряд дворцовых зал или богатых комнат. Необходимо при этом отметить, что, несмотря на свои перспективные знания, Гирландайо не прибегает к trompe l'оеil'ям. Разделены фрески поясами и пилястрами, но эти архитектурные части не имеют определенно выраженной рельефности, и каждая сцена за ними имеет свой горизонт и свою точку схода, причем горизонт лежит одинаково высоко как в нижних, так и в верхних картинах, а на ракурсные фокусы во вкусе Мантеньи и Мелоццо нет и намека3.

Если можно отметить в Гирландайо известный индифферентизм к пейзажу, к природе, то нужно все же заметить, что у этого поразительно чуткого к гармонии художника и фигуры, в свою очередь, не заслоняют фонов, не привлекают всего внимания к себе. Фрески в Santa Maria Novella лучше всего уподобляются какому-то идеальному по ритму, но лишенному содержания балету4, в котором все принесено в жертву красивым комбинациям линии, масс и красок. Что касается последних, то фрески Гирландайо оставляют за собой все, что создано остальными флорентийцами кватроченто. Несмотря на патину времени, на запыленность, они до сих пор поражают своей красивой и сочной цветистостью, своими сильными аккордами, в которых доминируют густые красные, малиновые и теплые серые тона.


1 Самые энергичные из портретов, встречающихся на фресках Гирландайо, Вентури склонен отдать его брату, Давиде.
2 Башни С. Джиминиано на фреске "Погребение св. Фины", флорентийские улицы во фресках Триниты.
3 Один раз лишь и Гирландайо как бы решается "щегольнуть" перспективой - это во фреске "Встреча Марии с Елизаветой", где изображена в резком сокращении стена, уводящая глаз в глубину картины - к долине, лежащей у подножия городского холма. Здесь обнаружилось явное желание художника прибегнуть к фокусу, ибо, действительно, к величайшим трудностям принадлежит передача спускающейся от первого плана плоскости.
4 Насколько пейзаж в настоящем смысле мало интересовал Гирландайо, доказывает еще фон его последней дошедшей до нас картины (1491 г.) "Встреча Марии с Елизаветой" (Лувр). Там в белесоватых тонах помещена простая "схема городского вида", исполненная с поспешностью и даже прямо грубо. При этом, однако, не забыты античные строения.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Петергоф. Цветники под Большим дворцом. 1918 г.

Большой театр в Петербурге в 1885 году. 1939 г.

Петергоф, Римские фонтаны у Шахматной горы. 1942 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > Мир Доменико Гирландайо > Флоренция Гирландайо в фресках Santa Maria Novella
Поиск на сайте   |  Карта сайта