Изящная живопись
Вполне достаточно было бы изучения одних гравюр Спрангерса для выяснения той роли, которую мастер сыграл в северном искусстве конца XVI и начала XVII в., но этим мы не хотим сказать, что он не был интересен и как живописец. Обе его манеры: первая - более резкая и цветистая, несколько еще напоминающая приемы Гэмскерка1, и вторая более мягкая и однотонная, выработанная на подражании кельнскому мастеру Аху, имевшему также огромный вес при императорском дворе, обладают большими достоинствами, но особенной прелестью отличается первая. Замечательно и техническое мастерство Спрангерса, особенно способность мастера "рисовать кистью", - черта, перешедшая затем к Абраму Блумарту. Впрочем, своих современников мастер пленил не этим, а всем тем, в чем его искусство приближается к орнаменту или к танцу: извилистостью форм, утрированной грацией персонажей, виртуозным плетением линий, какой-то "округлостью всего", выражающейся в каждом движении, в каждом предмете, будь то человеческая фигура, скала или драпировка.
Насколько эта "приятность" Спрангерса пришлась по вкусу, видно из того, что ею заразилась целая плеяда нидерландских художников данного периода, и черты сходства со Спрангерсом мы найдем и у Д. Кельверта, и у Страдануса, и у Блумарта, и у самого Рубенса. Однако ближе всего к любимцу Рудольфа II стоит знаменитый гравер и живописец Гендрик Гольциус2. Этот мастер, по всей справедливости, занимает второе, после Лукаса Лейденского, место в истории нидерландской гравюры, но и вообще он один из величайших виртуозов штриха, способный одной своей уверенностью пленить даже тех, кому его манерное, жеманное искусство не по вкусу. Гольциус явился каким-то апостолом "нидерландского Пармеджанино" - Спрангерса; он усердно трудится над воспроизведением картин и рисунков мастера, жившего за тысячу верст от родины, и при этом Гольциус так усваивает манеру своего кумира, что творит вещи вполне самостоятельные, безупречные в чисто каллиграфическом отношении и всецело примыкающие к приемам Спрангерса.
Заражаются теми же приемами и два других видных представителя голландской живописи того времени: гарлемец Корнелис Корнелисен3 и утрехтец Втеваль. Первый заполняет огромные полотна агломерациями круглящихся человеческих тел, второй предпочитает маленький формат и любит щеголять изощренной техникой и красивыми сочетаниями красок4.
1 Вообще можно определить самое тесное родство между Спрангерсом и Гэмскерком, так же как и между последним художником и его учителем Скорелем.
2 Hendrick, или Hendricus Goltzius (настоящая его фамилия была - Goltz), родился в феврале 1558 г. в Мюльбрехте (графство Юлих) в семье, уже давшей несколько художников (из них более других прославился дядя Гендрика - Губерт, археолог-нумизмат, удостоившийся капитолийского венчания). Несмотря на поврежденную еще в младенчестве руку, Г. стал очень рано обнаруживать чрезвычайную склонность к рисованию, и это побудило его отца отдать мальчика в учение к граверу Корнхерту, переселившемуся спустя некоторое время в Гарлем, куда за ним последовала и семья Гольциуса. В Гарлеме Г. женится на вдове Матам (пасынок и ученик Г. - знаменитый гравер Якоб Матам) и вскоре приобретает, благодаря своим работам, мировую известность. Тяжелая болезнь (меланхолия) чуть было не свела Г. в могилу, но вовремя предпринятое путешествие в Италию (1590-1591 гг.) подействовало на художника бодрящим образом, и на чужбине он как бы начинает новую жизнь (в Риме, между прочим, Г. с усиленным рвением изучает древние статуи). По возвращении в Гарлем Г. поддается снова на время тяжелому недугу, но затем излечивается совершенно и последние годы развертывает необычайно плодотворную деятельность не только в качестве гравера, но и в качестве (с 1590-х гг.) живописца. Ван Мандер любуется, между прочим, способностью Гольциуса имитировать разные манеры, и среди его прототипов он называет: Гэмскерка, Флориса, Монтфорта, Фед. Цуккаро и Спрангерса. Умер Г. в 1617 г.
3 Cornells Cornelisz родился в Гарлеме в 1562 г.; ученик сына знаменитого Эртсена - Питера Питерсена; семнадцати лет отправляется в Руан, затем поступает к Франсу Поурбусу и Г. Коньету в Антверпен. Первые картины, обратившие внимание на Корнелиса, изображали цветы; в 1583 г., вернувшись на родину, он пишет групповой портрет корпорации стрелков и одновременно усиленно изучает (по слепкам) античную скульптуру, плодом чего является ряд картин, в которых главную роль играет нагая человеческая фигура "Брачный пир Пелея" 1592 г.; два варианта (1590 и 1591 гг.) "Убиения младенцев" в музеях Амстердама и Гааги; "Адам и Ева" в Амстердамском музее, 1592 г.; несколько вариантов "Золотого века" 1615 г. в Брауншвейге; "Потоп" 1592 г. в Брауншвейгской галерее и т. д.). Из любви к свободе К. лишь изредка пишет портреты, и тем не менее в нем можно видеть одного из непосредственных предшественников Ф. Гальса и Верспронка (последний был его учеником). Умер К. К. 11 ноября 1638 г.
4 Joachim Antonisz Uytewael, или Wtewael, родился в Утрехте в 1566 г.; ученик своего отца (живописца на стекле) и Иоста де Бэр, ученика Флориса. Молодым человеком Втеваль посетил Италию, где в Падуе он нашел себе покровителя в лице епископа Сен-Мало, Шарля де Бурньеф, за которым Иоахим последовал во Францию. Вернувшись на родину, художник стал, кроме живописи, заниматься торговлей холстом, что заставило Мандера высказать шутливое опасение, как бы мастер, сам не превратился в лен. Умер Втеваль 13 августа 1638 г. Ван Мандер восторгается способностью мастера одинаково совершенно писать и большие и маленькие картины; кроме того, он с большой похвалой отзывается о натюрмортах ("Кухнях") мастера. Из картин Втеваль назовем: дрезденский "Парнас" (1594 г.), брауншвейгский "Пир богов" (1602 г.), эрмитажную картину "Христос с детьми" (1621 г.), ряд портретов в музее Утрехта. Воспроизведена с расписных стекол В. в Гоуде помещены в книге John Weale "Divers workes of early Masters in Christian Decoration", London, 1846 г.
Автопортрет (Кипренский О.А., 1828 г.) | Кружевница (Тропинин В.А., 1823 г.) | Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции |