Два Яна

Алтарь семьи Мико (Приписывается Яну К. Вермейену) Близко к Орлэ стоит лувенский художник Ян де Риллар1, обладавший склонностью к цветистым, пестрым краскам и к затейливым композициям. Отчасти он приближается и к Луке Лейденскому, и к немцам, больше всего - к Альтдорферу. Риллара можно отнести к постановочным художникам: он любит скопление людских масс, красивые модные костюмы, эффектное освещение и пейзажи сказочного характера. Особенно хороши его "Избрание св. Евортия в епископы орлеанские" - картина, находящаяся в церкви св. Петра в Лувене, и две створки в Коммунальном музее того же города: "Падение Симона-Мага" и "Призвание апостола Павла".

В "Св. Евортии" художник вводит нас во внутренность роскошного храма, наполненного духовенством и элегантными синьорами, напоминающими тех "зрителей", которые выглядывают из-за колонн на фресках в "Зале Константина". "Призвание Павла" представлено в виде стремительно мечущихся одержимых паникой воинов; в фоне над далеким пейзажем надвигается мрачная гроза. Еще прекраснее полный романтики фон с замками на холмах на "Маге-Симоне", близкий к пейзажу на Эрмитажном "Снятии с Креста", считавшемся произведением Орлэ, и к исключительно чарующей зеленоватой декорации, что стелется позади фигур "Распятия" в собрании гр. Е.В. Шуваловой2. На створке "Симон-Маг" некоторые фигуры напоминают Дюрера (апостол, взирающий ввысь) и Скореля (группа слева). К сожалению, до сих пор творение Риллара остается в тени, и трудно отвести ему определенное место в истории эволюции северной живописи.

В духе Орлэ и Риллара работал и брюссельский живописец Ян Корнелис Вермейен3, удостоившийся фавора Карла V и сопровождавший императора в 1535 г. в Тунисском походе. В своих иллюстрациях этой знаменитой экспедиции, вытканных в серии пышных шпалер (ныне в Мадридском дворце)4, Вермейен является одним из лучших - среди фламандских художников - знатоков лошади5, а также искусным видописцем, с большим умением располагающим в фонах своих композиций виды тех местностей, среди которых происходили баталии, переходы, стоянки и парады.

Рождество (М. ван Гэмскерк)В Брюссельском музее Вермейену приписывают красивый "Триптих фамилии Мико", центральная картина которого изображает воскрешение Лазаря. Кто бы ни был автором этого произведения, оно должно стоять в ряду самых характерных картин "романизирующего" направления, являясь убедительным свидетельством того, что формальная система ренессанса успела к 1540-м годам войти в плоть и кровь потомков ван Эйка и Боутса. Целые фигуры здесь точно перенесены из произведений Пиомбо и Бронзино. Превосходны (и уже не в одном только "школьном" отношении) в этом триптихе и пейзажные фоны, состоящие из гор и долин, стелющихся под грозовыми тучами, а также из разных античных зданий и руин. В правой створке, позади превосходных портретов семьи дарителя, можно узнать довольно точное воспроизведение античного акведука Сеговии, в левой - руины античного амфитеатра6.

Каким-то специалистом по изображению античных сооружений и античной скульптуры представляется знаменитый в свое время гарлемец, лучший ученик Скореля - Мартин ван Гэмскерк7. Ему принадлежат два альбома с видами Рима, хранящиеся в берлинском Kurferstichkabinete, в фоне "Мадонны со св. Лукой" в Ренне он целиком изобразил дворец римской Casa Sassi с собранием античных статуй, почти на каждой его картине и на каждом его рисунке встречаются мотивы, зарисованные им во время путешествия по Италии, и, наконец, позади своего автопортрета (музей Фитцвиллиам в Кэмбридже) художник изобразил буро-оранжевые руины Колизея.


1 Jan de Rillaer родился в Лувене около 1495 г., умер в 1568 г.; с 1547 г. он был живописцем города.
2 Странное дело: этот исключительный пейзаж на триптихе Шуваловского собрания, к которому мы постоянно возвращаемся, напоминает еще фон на большом "Распятии" Питера Эртсена в Антверпенском музее.
3 Jan Cornelisz Vermeyen (в Испании Juan de Mayo el Barbudo, или I. Barba-longa, прозвище, заслуженное мастером из-за его необычайно длинной бороды) родился в Бевервейке, близ Гарлема, около 1500 г.; возможно, что он был учеником Скореля (гораздо позже он состоял его компаньоном по скупке земель в северной Голландии), с 1525 г. Вермейен придворный живописец Маргариты Австрийской; с 1530 г. он при императоре Карле V; умер мастер в 1559 г. в Брюсселе.
4 Изготовлены эти шпалеры Панемакером с 1548 по 1554 г. Картоны к ним в Венском музее.
5 Превосходные изображения лошадей, собак и коров встречаются и на гравюрах Лукаса Лейденского (особенно замечателен лист "Молочница", являющийся в своем простом реализме предвозвестником картин Кейпа и Поттера), а также на картине "Поклонение волхвов" Госсарта и на шпалерных "охотах" и "баталиях" Орлэ. Возможно, впрочем, что последний художник пользовался помощью какого-либо товарища специалиста. Нидерландцы уже тогда славились и за пределами родины своим мастерством изображать животных, фрукты и цветы, и участием таких специалистов не гнушались даже итальянские мастера. В середине XVI в. один из превосходнейших живописцев Антверпена, ученик Питера Эртсена Иохим Бекелар, вынужден был зарабатывать свой хлеб тем, что писал "околичности" на картинах более счастливых товарищей.
6 Мариету было известно, что Вермейен во время своего пребывания в Испании нарисовал с натуры Сеговийский акведук.
7 Martin van Heemskerk, сын крестьянина, родился в 1498 г. в деревне Гэмскерк между Гарлемом и Алькмаром; влекомый страстью к искусству, он бежал из родительского дома; сначала Гэмскерк был учеником некоего Яна Лукаса и лишь 29-ти лет поступил к Скорелю в то время, когда утрехтский художник временно поселился в Гарлеме. К 1532 г. относится уже вполне зрелая картина Гарлемского музея "Мадонна со св. Лукой", и вскоре после этого мастер отправляется в Италию. В Риме он находит себе приют у кардинала Виллема Энкенвурта (умер 1534 г.) и с величайшим рвением изучает древности. Страх перед местью одного обокравшего его итальянца заставляет Мартина покинуть "вечный город" (в 1536 г.). В 1538 г. он снова в Гарлеме и заключает договор о написании для Алькмара большого ретабля (окончен в 1543 г.). В 1540 г. Гэмскерк - декан гильдии св. Луки, и около того же года он женится в первый раз; к 1546 г. относится контракт о написании алтаря суконщиков в соборе S. Bavo; в 1553 г. художник староста S. Eavo; в 1558 г. он учреждает ежегодную стипендию в пользу двух сирот со странным условием, чтобы брак облагодетельствованных совершался на его могиле; в 1570 г. знаменитый мастер освобожден от податей, и в том же году он сооружает мавзолей на могиле отца; в 1572 г., во время испанской осады, Гэмскерк переезжает в Амстердам. Умер мастер 1 октября 1574 г. и похоронен в S. Bavo. Характер Гэмскерка, судя по отзывам В. Мандера, был не из очень симпатичных; он очень любил деньги и отличался крайней боязливостью, которая заставляла его постоянно опасаться нужды на старости лет.

Предыдущая глава

Следующая глава


Петербургские типы (Н. Щедровский)

Петербургские типы (Н. Щедровский)

Бурлаки на волге (И.Е. Репин, 1870-73)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Нидерландская живопись в эпоху ренессанса > Разрушение стереотипов > Два Яна
Поиск на сайте   |  Карта сайта