Гаспар Дюге (Пуссен)

Ордонантие (Исаак Мушерон) Переходим к группе декоративных пейзажистов. На первом месте и по времени и по заслугам стоит здесь Гаспар Дюге.

Имя Пуссена Гаспар присвоил себе уже после смерти своего зятя — якобы из пиетета, на самом же деле, вероятно, из практических соображений1. И едва ли сам Никола Пуссен дал бы на то свое благословение, ибо он должен был относиться к легковесному, импровизационному, чисто «итальянскому» искусству Дюге с неодобрением. Но взятая сама по себе живопись Гаспара полна прелести и оставляет позади себя произведение прочих живописцев данной области. Ему свойственна совершенно особая ясность «serenite» в расположении масс, особая пленительная легкость в трактовке деревьев, гор, неба и особая прозрачная красочность, выгодно отличающаяся от прочих декоративных пейзажистов-пуссенистов, часто злоупотреблявших «закопченностью галерейного тона». Нередко он даже правдив и уж, во всяком случае, всегда необычайно декоративен. Серия его светлых темпер, вставленных в стены роскошного дворца «Колонна» в Риме, производит сильное впечатление даже среди всех художественных богатств этого собрания. В них есть та радость жизни, которой полны серебристые летние дни, когда не слишком жарко, ничто не утомляет, ум блаженно рассеян, а сердце безмолвствует.

Кроме Гаспара, следует в числе представителей декоративного пейзажа упомянуть: Перелля2, которого мы теперь лучше знаем в качестве гравёра, другого графика — упомянутого уже Жана Лепотра3, Пьера Пателя4, много заимствовавшего у итальянских перспективи-стов и сочетавшего это с удачным пользованием световых эффектов во вкусе Клода, Этьена Аллегрэна5, которого можно бы отнести в одну группу с Оризонте и Глаубером, и автора забавных видов Версаля с мифологическим стаффажем — Котелля6. Наконец, и здесь встречается целый ряд нидерландцев, из которых мы выделяем Женоэльса, ван дер Мейлена и обоих Мушеронов.

Самый сдержанный и строгий из четырех последних художников, Женоэльс (или Геноэльс), — идеальный пейзажист в духе Лебрена, царственный, важный и... скучноватый7. Его благородные композиции более приятны в переработанном ткацкой техникой виде, ибо такие «садовые шпалеры» лучше служат своему назначению быть дворцовым украшением.


1 Gaspard Dughet («Le Gaspre», «Le Guaspre" или «Gaspard Poussin»), которого зачастую (и не без основания) зачисляют в итальянскую школу, родился в Риме в мае 1613 г.; он был сыном француза-повара, служившего при одном из прелатов и приходившегося братом жены Пуссена. Уже двадцати лет Дюге, получивший художественное образование под руководством своего зятя, заставлявшего его исключительно писать пейзажи с натуры, был готовым художником и вскоре стал пользоваться громкой известностью. Деятельность Дюге протекала в Риме, Милане, Неаполе, Перудже, Флоренции и снова в Риме. Умер мастер 25 мая 1675 г. в своем родном городе. Больше всего произведений Г. сохранилось в Риме (между прочим, им расписана фресками церковь San Martino dei Monti), однако характерные произведения художника украшают почти все главнейшие европейские собрания (в Эрмитаже их 5, в Дрездене — 4, в Вене — 3 и т. д.), и особенно их много в английских музеях и замках.
2 Gabriel Perelle родился в Верноне; ученик Рабеля и Вуэ; умер около 1675 г. («Пейзаж» в музее Орлеана). Из двух его сыновей — Nicolas (картины в Ренне, Марселе, Флоренции) и Adam (1638—1695), более известен второй, состоявший учителем рисования герцога Бурбонского. Адаму принадлежат, между прочим, гравюры сборника «Lecons de paysage».
3 См. выше.
4 Мы плохо различаем работы двух Пателей — отца и сына. Старший Patel (Pierre), ученик Вуэ, родился около 1620 г.; в 1651 г. его подпись встречается на акте соединения Академии св. Луки (бывшей «maitrise») с Королевской Академией; умер мастер в Париже 5 августа 1676 г. Его картины, так же, как и картины его сына, Антуана Пьера, встречаются в музеях парижского Лувра, Безансона, Нанта, Марселя, Орлеана и нашего Эрмитажа.
5 Etienne Allegrain родился в Париже в 1644 г.; член Академии —в 1726 г.; умер 1 апреля 1736 г. в Париже. Ему принадлежат пейзажи в Лувре, в музеях Тура, Версаля (виды Сен-Клу и Трианона), Безансона. Значившаяся в прежних каталогах картина А. в Эрмитаже ныне удалена оттуда. Сын мастера — Gabriel Allegrain (1679— 1748) — также писал пейзажи, охоты и пасторали (картины в Версале). Наконец, сын Габриэля, Christoph-Gabriel (1710—1795), был выдающимся скульптором.
6Jean Cotelle, сын и ученик Ж. Котелля-старшего (1610—1675), родился в Париже в 1645 г.; член Академии с 1672 г.; умер в Вилье-на-Марне в 1708 г. Его кисти, между прочим, принадлежит серия видов Версальского парка, украшенных мифологическим стаффажем (Версальский музей).
7 Abraham Genoels II (работы старшего A. G. не дошли до нас) родился в Антверпене 25 мая 1640 г.; ученик Бакерэля и перспективиста Fierlants; с 1659 г. Ж. жил в Париже, где он был занят для Гобеленовой мануфактуры: в 1664 г. мастер был избран в члены Академии; Женоэльсом, между прочим, написаны пейзажные фоны на «Баталиях Александра» Лебрена; в 1672 г. Ж. снова в Антверпене, откуда в 1674 г. мастер отправился в компании других художников в Рим (в римском «Бенте» за свои познания в перспективе он прозван «Archimedes»); в 1682 г. Ж. вернулся в Антверпен, где он и умер 10 мая 1723 г. По Хоубракену, Ж. был дружен с Мушероном, на которого, видимо, он имел большое влияние. Редкие произведения мастера имеются в Амстердаме, Антверпене, Брауншвейге; рисунки — в Альбертине и в музее Teyler в Гааге. Более 100 офортов Ж. достаточно характеризуют стиль и приемы мастера.

Предыдущая глава

Следующая глава


Положение во гроб (Карпаччио)

Версаль. Оранжерея. 1906 г.

Барабанщик при кукольном театре. 1911 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Исторический пейзаж > Гаспар Дюге (Пуссен)
Поиск на сайте   |  Карта сайта