Жак Бланшар, Лоран де ла Гир

Аполлон и Минерва венчают юного гения Франции (П. Миньяр) Лоран де ла Гир не побывал в Италии, и одно это обстоятельство доказывает, насколько во Франции было подвинуто художественное образование в духе итальянского академизма1. Действительно, нет ничего легче, как принять церковные картины л а Гира за работы какого-либо римлянина или болонца2.

Но у ла Гира имеются и свои отличительные черты как в композиционном строе, так и в пропорциях удлиненных сухощавых фигур и особенно в его умении обдавать свои сцены, разыгрывающиеся обыкновенно среди красивой архитектуры, золотистыми вечерними лучами. Рядом с Вуэ он представляется менее жизненным, но и более изысканным3. Больше поэзии содержится в его лесистых пейзажах, занимающих среднее положение между работами Пуссена и фламандцев круга Рубенса.

Жак Бланшар занимает, благодаря своему увлечению венецианцами, особенное место среди французских живописцев первой половины XVII в.4 Быть может, в свое время это вредило художнику, ибо «истинный» вкус ставил венецианскую живопись несравненно ниже римской и болонской.

Зато в последующий период, когда загорелся спор «пуссенистов» и «рубенистов», Бланшара, удостоившегося прозвища «французского Тициана» и считавшегося величайшим колористом Франции, передовые элементы ставили в пример, достойный подражания. На самом деле Бланшару до Тициана — как до неба, и нам даже непонятно, как могли сравнивать этого характерного «караччиста» с главой жизненного искусства Венеции5.


1 Кроме ла Гира, не был в Италии и целый ряд других выдающихся французских мастеров XVII в.: Лесюер, Жувене, Риго, Ларжильер, де Труа-отец, Клод Од-ран, Сантерр, Н.Н. Куапель, Каз.
2 Laurent de la Hire (Нуге) родился в Париже 27 февраля 1606 г. Ученик своего отца, Lallemand и, по некоторым сведениям, Vouet. В перспективе его наставником был Defargues. В 1648 г. он избран одним из членов-основателей Академии. Умер мастер в Париже 28 декабря 1656 г. Шедевром ла Гира считается «Снятие со Креста», исполненное для парижских капуцинов и ныне находящееся в музее Руана. Отличные примеры творчества художника мы находим в Лувре («Нахождение тела св. Франциска» и «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Лаван, ищущий идолов, спрятанных Рахилью» 1625 г. и др.), в музеях Гренобля («Эммаус» и «Явление Христа святым женам»), Дижона, Нанта, Руана, Валансьена («Пейзаж»), Монпелье («Пейзаж»). Ряд картонов для шпалер находится в «Музее Гобеленов». Эрмитаж обладает характерной по световому эффекту картиной «Меркурий передает Бахуса нимфам» 1638 г., и, кроме того, мастеру приписывают интересную «Сцену из истории Авраама», не обнаруживающую однако отличительных черт его манеры. Двумя значительными картинами мастер представлен и в галерее кн. Юсупова. См. Guillet de St. Georges «Мer. in.».
3 К сожалению, до нас не дошла его большая картина в парижской ратуше, изображавшая группу городских чинов.
4 Jacques Blanchard родился 1 октября 1600 г. в Париже; ученик своего дяди, Никола Боллери, а в бытность в Лионе, куда Б. попал на пути в Италию, — Ораса Леблана. Рима художник достигает в 1624 г. и здесь живет два года; столько же времени он проводит в Венеции, а на возвратном пути во Францию останавливается в Турине, где исполняет для савойского короля серию в восемь картин, изображающих «Любовь Венеры и Адониса». В Париже Б. быстро завоевывает себе известность: «его манеру любили, и он имел особый дар писать поколенные изображения Богородицы и нагих женщин, которым, кроме красивого колорита, он придавал много выражения». «Колорит был его главной областью; он лучше кого-либо знал смесь красок — то, что Плиний называет commixtatus et transitus colorum. Кроме станковых картин, Б. исполнил и ряд декоративных работ (м. п., роспись галереи в Hotel de Bullion). Умер мастер в полном расцвете сил в 1638 г. Он был членом Академии св. Луки. Картины редкого мастера хранятся в Лувре (два «Св. Семейства», «Милосердие», «Св. Павел в раздумье», — последняя приписывается также его брату Жану-Батисту Б.), в музеях Тулузы, Руана («Церера»), Ренна, Байе, Нанта, Шербура. Гравировали с Бланшара — N. Regnesson, Gamier, С. Bloemart, J. Couvay, Rousselet, Poily.
5 Судя по одной эрмитажной картине, ближе к Веронезе стоит Роллан Лефевр, которого не следует смешивать с фламандским гравёром Валентином Лефевром, воспроизведшим многие картины Веронезе и Дзелотти в мастерских гравюрах. За точность атрибуции эрмитажной картины «Эсфирь перед Артаксерксом» мастеру говорит ее происхождение из собрания Кроза. Вообще же сведения, имеющиеся у нас о художнике, крайне скудны. Известно только, что Roland Lefevre, прозванный «de Venise», родился в Анжу в 1608 г.; долгое время жил в Венеции; избран в члены Парижской Академии в 1663 г. за миниатюру, изображающую «Истину, являющуюся Академии», и уже в 1665 г. исключен за оскорбление, нанесенное собранию, не пожелавшему зачислить Лефевра в разряд исторических живописцев. В свое время Р. Л. славился главным образом своими портретами. Умер Р. Л. в Лондоне в 1677-м или 1675 г. Сомнение в достоверности последней даты вызывает то, что и превосходный портретист Клод Лефебер — автор портрета «Юноша со своим наставником» (в Лувре), согласно старинным биографам, также был в Англии и также умер в 1675 г. Гравёр Valentin Lefevre или Lefebure был родом из Брюсселя и умер в Венеции (1652—1700).

Предыдущая глава

Следующая глава


Портрет Е.П. Бакуниной (К.П. Брюллов, 1830—1832)

Пожар иерусалимского храма (Жан Фуке)

Возвращение в Англию Изабеллы, супруги Эдуарда II (Ж. Фуке)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Французские классики XVII века > Жак Бланшар, Лоран де ла Гир
Поиск на сайте   |  Карта сайта