Феномен живописи Веласкеса

Рафаэль Менгс, писавший очень скучные картины, но обладавший действительно тонким критическим чутьем, сказал про «Ткачих» Веласкеса: «Кажется, точно эта картина создана не руками, а одной мыслью», и в этих словах действительно указывается на основную особенность живописи Веласкеса. Во всей истории живописи не найти вполне равного испанскому мастеру художника, и это превосходство Веласкеса кроется не в глубине его замыслов, не в декоративном значении его картин, не в ритме линий, не в создании чарующих ликов, а в одной только живописи1. Да и про живопись Веласкеса приходится сказать именно приведенными словами немецкого художника: глядя на его картины, не радуешься тому, как красиво, как ловко, какими прекрасными красками писал мастер, а скорее поражаешься каким-то чудом. Наиболее вдохновенные картины мастера производят впечатление, точно они создались сами собой — одним дуновением божественной воли.


Троица (Веласкес)1 Diego Velasquez у Silva крещен 6 июня 1599 г. в церкви S. Pedro в Севилье; отец его (Juan Rodriguez de Silva) принадлежал к старинному португальскому роду, мать (Geronima Velasquez) — к мелкому андалузскому дворянству. Первое образование Веласкес получил в латинской школе, но обнаружение необычайных способностей в Диего побудило родителей, несмотря на общественные предрассудки, отдать его 12-ти лет в учение к Эррере, у которого, однако, мальчик пробыл всего около года; вторым его учителем (с сентября 1613 г.) был Пачеко, на дочери которого, Juan'e de Miranda, по окончании учения В. женился 23 апреля 1618 г. Годом раньше он уже написал свою «Concepcion» для монастыря Carmen Calzada (у Laurie Frere в Лондоне); к 1619 г. относится «Поклонение волхвов» в Прадо. В 1621 г. вступает на престол Филипп IV, и вскоре после этого, в апреле 1623 г., Веласкес отправляется вместе со своим слугой Парехой искать счастья в Мадрид; однако сразу ему не удается вполне там утвердиться, и по прошествии нескольких месяцев художник возвращается на родину. Поездка, впрочем, не оказалась бесплодной: портреты мастера, оставшиеся в Мадриде, сделали свое дело, и уже в 1623 г. всемогущий фаворит юного короля, уроженец Севильи Оливарес выписывает через дворцового капеллана Фонсеку Веласкеса и устраивает ему сеанс для портрета монарха (впервые Веласкесу удалось видеть короля в самый день своего приезда). На сей раз Пачеко, боготворивший своего зятя, сопровождает его. Полный успех большого конного портрета короля (оконченного к 30 августа того же года; впоследствии, вероятно, погибшего) побуждает Веласкеса поселиться в Мадриде и выписать сюда свою семью. Первое время мастеру было назначено месячное жалование в 20 дукатов (не считая отдельного вознаграждения за работы), но в 1626 г. оно повышено более чем вдвое; при этом художник получил квартиру и мастерскую в самом дворце. Возможно, что последний раз Веласкес посетил Севилью, состоя в свите короля, в 1624 г. К 1627 г. относится создание Веласкесом большой картины «Изгнание мавров», которую он написал в соперничестве с В. Кардуччо, с Е. Кахесом и с флорентийцем Анджелло Нарди, желая доказать свое умение вне узкой области портрета (судьями были Майно и Хуан Баутиста Крессенци: картина эта, доставившая победу Веласкесу, впоследствии сгорела); в 1628 г. В. пишет одно из знаменитейших своих произведений: «Бахуса» — «Los Borrachos» (Прадо). Свое первое путешествие в Италию мастер начинает с Генуи, куда он прибывает 20 августа 1629 г. Посетив Венецию, Болонью, Рим (здесь он пишет свою «Кузницу Вулкана» и «Одежду Иосифа») и Неаполь, в начале 1631 г. мастер возвращается в Мадрид. Большинство произведений Веласкеса, созданных между первым и вторым путешествиями — портреты (на первых местах портреты короля, королевы, кондедуке Оливареса, инфанта Бальтасара Карлоса); к этому же периоду относится и одна из самых значительных исторических композиций Веласкеса «Сдача Бреды», написанная, вероятно, в 1637 г. В связи с желанием учредить давно проектированную Академию Художеств в Мадриде, Филипп посылает в 1649 г. Веласкеса вторично в Италию — с целью приобрести произведения живописи избранных мастеров. Веласкес начинает эту поездку 2 января 1649 г. (из Малаги — в Геную) в составе посольства, ехавшего на встречу невесты короля — Марии-Анны Австрийской, но лишь 21 апреля того же года он достигает Венеции — главной цели своего путешествия. Затем он живет подолгу в Риме и Неаполе, всюду знакомясь с лучшими современными художниками и делая покупки картин и статуй для своего государя. Возвращается мастер летом 1651 г. после целого ряда настойчивых требований Филиппа IV, который с радостью встречает своего любимца и возводит его в чин дворцового маршала «Aposentador Mayor de Palacio» (уже раньше Веласкес занимал должность, аналогичную нашему церемонимейстеру). С этих пор В. принужден отдавать очень много времени своим придворным обязанностям. Считается даже, что болезнь, похитившая художника в полном расцвете сил 6 августа 1660 г., явилась следствием того переутомления, которому Веласкес подвергся благодаря заведыванию празднествами, сопровождавшими «передачу» инфанты Марии-Терезии ее супругу Людовику XIV. Хуана де Миранда пережила лишь на несколько дней горячо любимого супруга. Едва ли не последним произведением мастера была картина Прадо «Св. отшельники Антоний и Павел», написанная в конце 1659 г. для капеллы св. Антония в «Буен-Ретиро». Из огромной литературы о Веласкесе мы ограничимся указанием лишь на наиболее важные и интересные книги. На первом месте стоит классический труд Carl'a Justi «Diego Velasquez und sein Jahrhundert», Bonn, 1903 г.; далее идут: G. Crazada Villaamil «Anales de la vida у de las obras d. D. de Silva Velasquez», Madrid, 1885; R. Stevenson «The art of V.», London, 1897 (немецкое издание, Miinchen, 1904); W. Stirling «V. and his works», London, 1855; P. Lafond «V.» Paris, 1906 г.; H. Liicke «V. und Murillo» в т. Ill издания Dohme «Kunst und Kunstler», Leipzig, 1880; R. Muther «V.», Berlin, 1903; W. Gensel «V.», Stuttgart — Leipzig, 1908; в серии «Klassiker der Kunst»; J. O. Picon «Vida у obras de Don D. Velasquez», Madrid, 1899; P. Lafond «Diego Velasquez 50 planches d'apres les oeuvres les plus celebres», Paris, 1905; W. G. Wilberforce «V.», London, 1904; С. В. Curtis «V. ans Murillo», London, New-York, 1883; С L. Hind «Days with V», London, 1906; Elis. Faure «Biographie critique de V.», Paris, 1903; A. F. Calvert and C. G. Hartley «V.», London, 1908, и тех же авторов «The Prado», New-York, 1907; A. de Beruete «V.», Paris — 1898, London — 1906, Berlin — 1909; H. Stokes «V., his life and works», London, 1901; S. L. Bensuson «V.», London, 1903; W. Armstrong «The art of V.», London, 1906; D. Elias Tormo «Salon de Reinos у el Poeta del Palacio у del Pintor» в «Boletin de la Sociedad Espanola de Excursiones», 1911; M. Hume «The Court of Philip IV, Spain in decadence», London, 1907; Karl Voll «Velasquez. Ein Bilderatlas zur Geschichte seiner Kunst», Munchen.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Фонтанка во времена Екатерины II. 1903 г.

Книжный знак. Из книги Константина Сомова. 1901 г.

Птичий двор. 1905 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Диего Родригес Веласкес
Поиск на сайте   |  Карта сайта