Черано и другие художники
Старшим Черано1 следовало бы заняться серьезнее. Судя по некоторым картинам, это поразительный мастер; в других произведениях Черано приближается к общему "академическому" типу художников, но отличается все же и в них большей сочностью живописи и более свободными приемами техники. К шедеврам мастера относится его картина в Брере "Мадонна со святыми", построенная на эффекте черного фона и черных облачении на фигурах св. Доменика, св. Екатерины и ангелочков; среди всей этой мрачной и холодной гаммы яркой белизной светятся телесные оттенки и алая драпировка на Богоматери. Черано-старший занимал первенствующее место в художественном мире Милана начала XVII в.; будучи одновременно и архитектором, и скульптором, и живописцем, и литератором, он оказывал большое влияние на своих соотечественников и сформировал целую школу, унаследовавшую от него многие черты его высоко виртуозного искусства.
Живопись его сына, Даниеле Креспи2, ученика Джулио Чезаре Прокаччини, обнаруживает большую склонность к изучению натуры и иногда как будто выдает знакомство с Караваджо и даже известное увлечение художника теорией натурализма. Картины натуралистического оттенка Креспи позволяют приписать мастеру и знаменитого "Мертвого монаха" в Брере, долгое время считавшегося произведением Веласкеса. Однако, в большинстве произведений Даниеле Креспи, при всей технической виртуозности, не выходит за пределы академической рутины, ему неизвестны ни смелые порывы, ни сильные чувства, ни увлечения. Характерно, что в его картинах и фресках мы никогда не найдем тех "ошибок против хорошего вкуса", которые проявляются в произведениях его отца. Эти ошибки Черано, с нашей точки зрения, скорее украшают его живопись, так как свидетельствуют о неудержимом темпераменте художника.
Среди других академиков - ломбардцев и пьемонтцев XVII и XVIII в., мы находим ряд хороших декораторов: у упомянутого уже нами Мораццоне, автора эффектного плафона в сакристии Комского собора, Джов. Баттиста Дисшеполи из Лугано (1590-1660), ученика Мораццоне - Изидоро Бианки, которому принадлежат радостные фрески в церкви Madonna dei Ghirli в Кампионе, пьемонтцев Гульельмо Каччия "Монкальво" (1570-1625), Джованни Антонио Молинери (1575-1642) и десятки других умелых, но несколько безличных мастеров. С несколькими ломбардскими художниками академического типа мы еще встретимся при обсуждении декоративной живописи. В общем, ломбардский и пьемонтский академизм представляет тот же путь, как и римский и болонский, но к концу XVIII в. он, благодаря творчеству таких великолепных мастеров, как Джузеппе Босси (1777-1815) и особенно Андреа Аппиани (1754-1817)3, становится во главе классического движения в Италии, и с тех пор правительственная школа в Милане - "Брера" приобретает значение одного из главных питомников академического искусства.
В Генуе, где семена монументальной живописи "высокого стиля" были посеяны еще учеником Рафаэля - Перино дель Вага, а наиболее даровитый художник XVI в. Лука Камбиазо - всецело принадлежит к разряду виртуозов композиторов4, академизм, уживавшийся рядом с более художественными явлениями, породил целый ряд мастеров скорее скучных в тех случаях, когда они писали отдельные картины, но весьма приемлемых в качестве декораторов. О лучших среди них мы будем говорить ниже, в главе о декоративной живописи; здесь же, из генуэзских мастеров академического типа, упомянем: ученика Перино А. Семини, ученика Камбиазо - Джованни Баттиста Паджи (1554-1627), Пьетро Сорри (зятя Пассиньяно, переселившегося в Геную из Тосканы, 1566-1622), Доменико Фиазеллу "Сардзану" (1589-1669), рано скончавшегося брата Доменико Пиолы - Пеллегро (1617-1640) и Доменико Пароди5.
1 Giovanni Battista Crespi, прозванный "Черано" по месту своего рождения (1557 г.) в окрестностях Новары, был сыном посредственного художника; свое образование завершил в Риме и в Венеции; вернувшись в Милан, К. попал под влияние Прокаччини; впоследствии мастер был придворным художником наместника и заведовал работами по Duomo; архиепископ Федериго Борромео поручил ему заведование основанной им Академией; умер Ч. в 1633 г.
2 Daniele Crespi, сын "Черано", родился в Бусто Арзицио, близ Варезе, около 1500 г.; ученик отца и Джулио Прокаччини; умер от чумы в 1630 г. Между прочим, Креспи исполнены фрески в Чертозе Павийской и в королевском дворце в Милане.
3 Andrea Appiani, прозванный "живописцем граций", родился 23 мая 1754 г. в Милане; автодидакт, воспитавшийся на изучении старых мастеров в Болонье, в Риме и в Парме; состоял придворным живописцем Наполеона I, с падением которого лишился своих мест и содержания, после того, как одно время стоял во главе всего итальянского художественного мира. Умер А. 8 ноября 1817 г. Из произведений мастера назовем: фрески в миланской церкви S. Maria presso S. Celso и в майнцской церкви S. Pеtri; далее, его декоративные работы в миланских Palazzo Reale и Villa Reale, и Villa Reale в Монце, и портреты в Версале.
4 Попытка придать Камбиазо значение "генуэзского Веронезе" не может считаться обоснованной. Такие красивые произведения, как обе фрески мастера в S. Lorenzo (главную прелесть им придают частью писаные, частью лепные архитектуры), исключения в однообразном и скорее "пустом" творении Камбиазо.
5 Domenico Parodi, живописец, архитектор и скульптор, сын и ученик скульптора Джакомо Филиппе П., родился в Генуе в 1668 г.; умер в 1740 г. Красивые картины мастера в церкви S. Filippo Neri, S. Vergine della Vigne и в Palazzo Negroni.
Возвращение с бала (Ж.Ф. де-Труа) | Миниатюра из Les tres riches heures du duc de Berry | Фреска в церкив Сан-Джакомо в Падуе (Аванцо) |