Бургиньон
Бургиньон принадлежит еще к поколению Лебрена; он родился всего через девять лет после рождения автора «Batailles d'Alexandre»1. С другой стороны, его живопись есть несомненный отклик известной полосы итальянского натурализма. И все же творчество этого до чрезвычайности популярного мастера нельзя обсуждать ни в связи с прочими художниками Grand siecle'a, ни в связи с натурализмом братьев Ленэн и Бурдона. Гораздо правильнее его ставить в одну группу с Розой, и нельзя не отметить в нем черты сходства с фламандцами и голландцами.
Бургиньон писал и религиозные и исторические картины и даже был призван для одной из самых выдающихся церковных работ в Риме — для росписи плафона Gesu, исполнить которую помешала художнику смерть. Но, разумеется, при имени Бургиньона не вспоминается что-либо иное, кроме сражений и кавалерийских схваток, и только люди, подробно изучавшие портретную галерею Уффици, помнят, кроме того, странный автопортрет, на котором художник изобразил себя в черной иезуитской рясе.
Да и в свое время имя Бургиньона стало известным на всю Европу благодаря тому, что в его картинах видели иллюстрации очень обычных в те дни кровопролитий и любовались в них прекрасно выраженным «Марсовым пылом» — совершенно безразлично к тому, какие именно из национальностей художник изображал и которая из сторон у него побеждала.
1Jacques Courtois, более известный под своим прозвищем «Le Bourguignon» (в Италии его зовут Giaccomo Cortese il Borgognono), родился в Saint Hippolyte (деп. Doubs) в 1621 г. (по другим сведениям, в 1628 г.); сын живописца Jean С., которому Жак и обязан первым руководством в живописи. 15ти лет юноша уже в Милане, где он сходится с одним французским офицером, которого сопровождает в течение трех лет в походах. Гвидо Рени проездом видит картину Куртуа и убеждает художника последовать за собой в Болонью, где он сходится с Альбани. Побывав во Флоренции, К. в обществе двух голландских живописцев добирается, наконец, до Рима. Он находит себе приют в монастыре Santa Сгосе и вскоре завоевывает общее признание (согласно старинным биографам, Куртуа подружился с Кортоной и Ларом, а Черквоцци всюду разглашал его достоинства). Будучи занят для принца Матии Медичи, губернатора Сиены, К. женится на дочери живописца Orazio Vajani. Позже мастер жил в Швейцарии, у себя на родине и в Венеции. В последнем городе он исполняет целую галерею баталий для прокуратора Саградо, но, обвиняемый в убийстве жены, бежит в Рим. На сей раз он поселяется (в 1655 г.) у иезуитов, в орден которых он и поступает. Умер мастер в Риме 14 ноября 1676 г., как раз когда он вместе с братом собирался приступить к росписи Gesu. О способе работы Бургиньона рассказывают, что он редко трудился делать эскизы и рисунки; он имел обыкновение чертить контур заостренной ручкой кисти, после чего не покидал картину до ее окончания. Произведения мастера ценились в высокой степени (герцог Тосканский удостоил помещением его автопортрета в Уффици; баталист изобразил себя в монашеской рясе) и даже породили несметные подражания и подделки. Раз только картина изображает жаркую схватку кавалеристов и написана с известной бравурой, так сейчас же ее крестят «Бургиньоном», тогда как зачастую это или произведение одного из его подражателей: Версхюринга, Симонини, Ругендаса, Кверфурта, Казановы, Норблена, нашего Орловского, или просто шаблонная стряпня какого-либо фальсификатора. Достоверные работы Бургиньона можно видеть в музеях Лувра, Лиона, Гренобля, Тулона, Эрмитажа, Мюнхена, Вены, Турина, Касселя, Дрездена, Штутгарта. Кроме того, известен ряд оригинальных офортов мастера.
Крещение (Герард Давид) | Семь страданий Богородицы (Ганс Мемлинг) | Святой Вольфганг заставляет черта держать перед ним молитвенник (Пахер) |