Бамбоччио

Положение в гроб (Бартоломео Скидоне) Ближайшие последователи Караваджо, как мы убедились, точно придерживались формул, им самим установленных: они исключительно писали фигуры в натуральную величину (преимущественно поколенные) и избегали передачи всякой "окружающей среды". Сцены ли из священного писания или сцены, заимствованные из жизни кутил и игроков - все равно, все они представлялись на темном фоне, и всегда постановочная часть сводилась к самому необходимому: к столу с яствами, со свечами или к иной "мертвой натуре", ставившейся "у самой рампы". - Голландцу Питеру ван Лаару, прозванному в Италии, где он провел долгие годы, "Бамбоччио", приписывают обновление формул натурализма; он будто бы первый решился "отойти" на более далекое расстояние от своих объектов, фигуры при этом заняли менее заметные места в картине, зато пейзаж, "среда" приобрели несравненно большее значение1. Тем самым Лаар как бы нашел формулу жанрового Kabinetstьcka, который приобрел с течением времени громадное значение и обусловил в большой степени характер как голландского искусства XVII века, так и всю дальнейшую бытовую живопись.

На самом деле и у Бамбоччио были предшественники, и у него, как это мы увидим впоследствии, когда всецело обратимся к голландской "национальной" школе, были "спутники", шедшие в том же направлении и к той же цели независимо от него. Достаточно, если мы сейчас вспомним все жанровые картины с небольшими фигурами, начиная с готических миниатюр, кончая Питером Брейгелем, Гемессеном (или брауншвейгским монограммистом), Бекларом, Винкбоонсом. К последнему непосредственно примыкают затем такие первые голландские и фламандские националисты, как Аверкамп, братья ван де Вельде, Абрагам Блумарт, Верстрален, Венне, Кабель, Дрокслот, а также Дирк Гальс со всей своей группой. Наконец, много общего с Бамбоччио обнаруживают в своих задачах Калло и его последователи. Однако значение "натурализма в миниатюре" этим не умаляется. Все перечисленные художники, большие и малые, яркие и посредственные, писали и гравировали свои бытовые изображения скорее по впечатлению, они скорее создавали то, что мы теперь называем "иллюстрациями", тогда как Лаар-Бамбоччио ввел в бытовую живопись непосредственный этюд с натуры; он стал сочинять свои картины по материалам, зарисованным с людей и животных, для него позировавших2; с другой стороны, в его черноватой гамме сказывается прямая зависимость художника от принципов Караваджо, его желание посредством контрастных теней производить впечатление наибольшей рельефности и объединять весь световой эффект подчеркиванием определенного источника света3.


У постоялого двора (Ян Миль)1 Pieter de Laer, или van Laar, прозванный в Италии "Pietro dell Elaer" и "Bamboccio", родился около 1600 г. в Гарлеме или в Утрехте (согласно надписи под портретом, гравированным в 1765 г., 13 июля 1582 г., согласно Passed - в 1595 г., согласно Гоубракену - в 1613 г.); ученик "Giovanni del Campo" из Камбрэ (которого Зандрарт называет учеником Янсенса и Караваджо), с которым он и жил с 1623 г. в Риме; в Риме Лаар сошелся с Клодом Лорреном и Зандрартом, пользуясь покровительством герцога де Алькала: на обратном пути посетил Вену; в Гарлем вернулся после 1636 г.; возможно, что Лаар вторично покинул родину (около 1647 г.); французский историк R. de Piles сообщает, что мастер окончил жизнь самоубийством, Florent le Comte - что он потонул во рву с водой; сведения о дате его смерти колеблются между 1642 и 1660 гг.; сохранилось известие, что этюды и рисунки Лаара перешли по наследству к Воуверману, искусство которого действительно всецело опирается на приемы Лаара. К сожалению, картины Лаара, написанные преимуществен но на асфальтовой грунтовке, чрезвычайно почернели от времени. Характерные произведения мастера украшают музей Амстердама ("Путники у харчевни", 1650 г.), Брауншвейга (тот же сюжет), Касселя, Дрездена, Флоренции (в Уффици его собственный портрет), Ольденбурга (1616 г.?), Лувра, Шверина ("Кузница", 1635 г.) и галерею кн. Лихтенштейна в Вене (среди шести картин "Гитарист" - поколенная фигура в натуральную величину). В Эрмитаже Лаару приписывается картина "Гадалка", но скорее кисти Лаара принадлежит картина, считающаяся работой Лингельбаха: No 1275, "Привал охотников". Существует ряд собственноручных, очень мастерских офортов художника. Гравировали с Лаара: v. Noordt, J. Suyderhof, С. Vischer, J. Ossenbeck.
2 Этому, положим, противоречит известие, сообщаемое Гоубракеном, будто бы Лаар, опираясь на свою изумительную память, писал все наизусть, никогда ничего не зарисовывая. Однако слишком правдивый характер картин Лаара заставляет нас считать и это сообщение историка голландской живописи за одну из тех выдумок, на которые он был так падок.
3 В связи с сомнениями относительно даты рождения Лаара, возникают сомнения в значительности его художественной деятельности. Возможно, что настоящими инициаторами "натурализма в миниатюре" были фламандцы братья де Валь, творчество которых протекло в Генуе и наружность которых нам известна по портрету в. Дейка в римском Капитолии. - Старший брат de Wael - Лукас - родился в Антверпене 3 марта 1591 г., умер 25 октября 1661 г.; он был учеником своего дяди, Яна Брейгеля-старшего; в 1628 г., по возвращении из Генуи, Лукас был зачислен в антверпенскую гильдию. Произведения этого знаменитого в свое время художника, к сожалению, нам не известны (не ему ли отдать картину Антверпенского музея "Прибытие кардинала инфанта", 1635 г.?). - Младший де Валь - Корнелис - родился 7 сентября 1592 г.; умер в 1662 г. в Генуе, где он жил с 1625 г. Его специальностью были, как кажется, битвы, но Валь писал и пейзажи, и бытовые сцены. Наиболее значительные произведения мастера находятся в Брауншвейге, в Касселе, в генуэзской церкви S. Ambrogio ("Отречение св. Петра"), в Марселе, в Вене. Интересная картина Валя находилась в собрании П.В. Деларова. Хороши и офорты мастера, преимущественно рисующие сцены из итальянского народного быта и уличные типы. Наконец, рядом с братьями Валь, на положение реформаторов бытовой живописи могут претендовать еще два италонидерландца: Jan Roos, родившийся в Антверпене в 1591 г., считающийся учеником Яна де Валя (1588-1633 гг.) и Снейдерса, и поселившийся в Генуе с 1616 г. (умер мастер в 1638 г.; a также упомянутый только что Giovanm del Campo, получивший свое воспитание в Камбрэ, у Янсенса в Антверпене и у Караваджо в Риме. Нужно, впрочем, заметить, что та категория бытовых картин, о которой мы теперь говорим, носила еще в XVII веке название "bambocciate", что, как кажется, было производным от прозвища Лаара - "Бамбоччио".

Предыдущий раздел

Следующая глава


Фонтанка во времена Екатерины II. 1903 г.

Книжный знак. Из книги Константина Сомова. 1901 г.

Птичий двор. 1905 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Новая эра в натурализме
Поиск на сайте   |  Карта сайта