Античный дух Рафаэля
Самый античный дух, которым обвеяна роспись "Лоджий", есть, несомненно, порождение гения Рафаэля.
Как раз около этого времени была открыта часть дворца Нерона (считавшегося тогда термами Тита), и находка этих "грот", защищенных от дождей и воздуха и сохранивших под слоем земли почти полную свежесть красок своих живописных уборов, произвела на увлекавшихся античностью художников то же, если не большее, впечатление, нежели в XVIII веке открытие Помпеи и Геркуланума.
До нас дошли сведения, что Рафаэлю в его посещениях этого подземного мира сопутствовали ученики, которых он заставлял делать копии с сохранившихся древних памятников1, и что из них Удине увлекся задачей воссоздания древнего искусства настолько, что принялся изучать скульптуру и нашел (как ему казалось) самый способ изготовлять стюк, принимающий живопись и политуру, а также имеющий белизну античной штукатурки.
Но тем не менее и в данном отношении душой дела, истинным гением, свободно и легко пользующимся художественными формами, рожденными другими веками и другой культурой, приходится считать Рафаэля, ибо после смерти его те же его ученики, тот же Удине, утратили эту свободу и легкость, и их творчество получило заметный оттенок тяжести.
Ведь нужно предполагать, что при таких дисциплинированных, насквозь пропитанных культом учителя учениках достаточно было приблизительного наброска, иногда даже нескольких слов или выразительного жеста, чтобы в формах и чудесных красках отпечаталось то, что зарождалось в неисчерпаемо изобретательном уме Рафаэля, что являлось перед его внутренним взором и на передачу чего в реальных образах ему уже не хватало времени.
1 Даже в Грецию командировались Рафаэлем художники специально для того, чтобы зарисовывать все достопримечательное, что сохранилось от древнего искусства. Проверить это сведение, к сожалению, нет возможности, за отсутствием самых этих рисунков.
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (Ге Н.Н., 1871) | Бахус (Дж. Рибера) | Св. Иероним (Рибера) |