Левкас
(от греческого leukos - белый)
В иконописи название многослойного грунта, приготовлявшийся в русской средневековой иконной живописи из мелового или гипсового (алебастрового) порошка в смеси с клеем животного происхождения (мездровым, рыбьим и др.), в стенной темперной живописи - из гашеной извести с наполнителями (песком, толченым кирпичом, дробленым известняком, мелко нарубленным льняным волокном). Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания поверхность левкаса тщательно шлифуют. В древности на Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современный иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.
Подход и технические приемы для выполнения сложных художественных задач в иконописи совершенно особенны и своеобразны. Поэтому вполне понятны та исключительная забота и внимание, которые древние мастера проявляли при изготовлении левкасного слоя. Требования, предъявляемые к левкасу в иконописи, следующие: он должен быть очень крепок и однороден по составу, ровно бел и гладок по всей поверхности и, кроме того, он должен устойчиво сопротивляться всем видам разрушения.
Приготовление левкаса на алебастре известно было еще в Древней Руси и перешло к нам из Византии. Этот левкас всегда ценился как самый лучший для иконописи по своей испытанной прочности и стойкости. Левкас, приготовленный на мелу, вошел в технику русской иконописи значительно позднее, и, как более дешевый, он постепенно заменил алебастровый, будучи, однако, менее прочным, не таким долговечным и даже вредно действующим на позолоту.
Свежеобожженный алебастр при осязании прилипает к пальцам, в отличие от старого, который более сух. Он должен быть однородный, без примесей, мелкий, легко растворяться в воде и быстро твердеть. Мел для приготовления левкаса должен быть бел, чист, без посторонних примесей и превращен в тонкий порошок. В России хорошего качества мел был известен под названием "плавленого", во Франции он называется "блан д`Эспань" или "блан де Медон", в тонко растертом порошке или в прессованных кусках.
Левкас - плотный и твердый, как и те основания, на которые он наносится. Тщательно заглаживаемая поверхность левкаса и его белый цвет (у настенного левкаса - желтоватый) хорошо подходят для работы прозрачными слоями красок; в прикладном искусстве левкас - грунт на деревянных изделиях под окраску и позолоту.
Чеканный левкас — это левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами. Левкасить — грунтовать иконную доску. Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер - левкасчик (левкащик). В стенописи левкас — грунт под темперу, приготовленный из гашёной извести с наполнителем. В современном художественном мире левкасом также называют синтетический материал, используемый при изготовлении багета. В строительстве левкас часто обозначает высококачественную отделку стен.
![Похвала Богородицы (дерево, левкас, темпера)](http://benua.su/cms.ashx?req=Image&imageid=58a1c726-5f89-40fd-a049-09679ee48bbe) Похвала Богородицы. Дерево, левкас, темпера. 19 век.
|
![Портрет Оли (А. Хохрякова)](http://benua.su/cms.ashx?req=Image&imageid=f3a8b5d8-0bba-4d48-890e-6508e7816331) Портрет Оли. А. Хохрякова. Левкас, масло.
|
![Лунная соната (Н. Федотова)](http://benua.su/cms.ashx?req=Image&imageid=e77acf25-535b-43e8-9481-3184d008e7bb) Лунная соната. Н. Федотова. Левкас, гуашь, гелевая ручка, лак.
|