Жанр
(происходит от французкого genre – род)
Исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями. «Исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования» (М.Л. Гаспаров). Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако, помимо устойчивости и равенства себе категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна, как и вся шкала художественных ценностей. Границы, отделяющие литературу от не-литературы, как и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относительной устойчивости поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик. Идентифицировать его в таком случае становится крайне затруднительно: один и тот же жанр может по-разному восприниматься в разные эпохи, и последнее слово в споре о его природе принадлежит, по-видимому, литературной традиции, или, иначе говоря, читательской образованности. По традиции, восходящей к литературной теории классицизма, принято различать литературные роды и виды (собственно жанры). Литературный род, согласно этому взгляду, является обобщением группы жанров, а литературный вид – конкретным воплощением общеродового принципа.
В истории европейской эстетической мысли жанр становится специальной темой с самого начала ее существования. Самые известные «размышления о жанре» – это Поэтика древнегреческого философа Аристотеля, посвященная трагедии, и Наука поэзии древнеримского поэта Горация, посвященная сатире. И для Аристотеля, и для Горация жанр являлся совокупностью художественных норм. Античная художественная мысль, для которой высшей добродетелью была мера, выработала понятие «удобообозримости», то есть соразмерности читательскому восприятию и требованиям вкуса.
Поэт, который добивался «удобообозримости» в своем произведении, добивался тем самым жанровой правильности. Все античные суждения о жанровой норме имели в виду по преимуществу стихотворные жанры. Прозаические жанры не рассматривались в поэтиках, так как считались «недостойными», слишком связанными с обыденной и деловой речью. Античный роман в древней Греции и Древнем Риме рассматривался как тривиальная литература, как «чтиво».
Обновление жанровой системы в Европе начинается в эпоху позднего средневековья и Ренессанса в 11–16 в. Поэты-трубадуры (11–13 в.) обновили систему лирических жанров (альба, серенада). На исходе средних веков впервые появляется понятие «романа». Средневековый «роман» – произведение, написанное на одном из романских языков (а не на латыни), в котором происходят фантастические события на экзотическом ландшафте. В 14 в. итальянский поэт Данте Алигьери создает Божественную комедию – грандиозный синтез светского жанра эпической поэмы и религиозного жанра видения. В том же веке Франческо Петрарка канонизирует жанр сонета (Книга песен), а Джованни Боккаччо канонизирует жанр новеллы (Декамерон). На рубеже 16 и 17 в. английский драматург Вильям Шекспир создает произведения, диалектически соединяющие в себе жанровые элементы трагедии и комедии (Гамлет, Макбет, Король Лир).
Понятие жанра не ограничивается рамками художественной литературы: любой текст, как и любое речевое произведение, относится к тому или иному жанру. Каждый жанр характеризуется рядом формальных и содержательных признаков; главным содержательным признаком жанра является определенный набор конвенций, касающихся отношений между автором и адресатом данного текста (речевого произведения). Так, доклад на научном семинаре отличается по своему жанру от лекции. А именно, жанр доклада предполагает, в частности, что говорящий рассказывает то, что придумал лично он (и что аудитории, тем самым, неизвестно), но при этом аудитория в той же мере компетентна в данной научной области, что и докладчик; содержание доклада, таким образом, выносится на суд аудитории; между тем, жанр лекции предполагает, что докладчик излагает выбранную тему, используя любого рода факты и идеи (в том числе не им открытые и уже известные научному сообществу); читающий лекцию обращает свою речь к людям, по взаимному предположению менее компетентным в данной области, чем он сам. Аналогичным образом различаются, например, жанр научного труда и учебного пособия и т.д. Речевые жанры – такие, как произнесение поздравительной речи, тоста, рассказывание анекдота, принесение присяги или обращение к нации – также различаются, в первую очередь, теми конвенциональными отношениями между автором и адресатом, которые традиция связывает с каждым из этих жанров.
Натюрморт. Жанр живописи.
|
Вокально-танцевальный жанр.
|
Транс. Жанр музыки.
|