Тайны подземного москва экскурсия.

Четыре графика

Награда победителей (Йост Амман) Разобранные нами до сих пор живописцы немецкого ренессанса соответствуют таким мастерам в Нидерландах, как Мабюзе, Орлэ, Скорель, Коуке, Ломбард; Альдегревер походит на Лукаса Лейденского, Бруин - на "Мастера Смерти Марии", Вензам - на Скореля. Теперь нам надо приступить к разбору того живописного творчества в Германии, которое является параллельным творчеству Гэмскерка, Флориса, Boca и Вэниуса.

Произведения этого круга отражают уже не радостное увлечение новыми формами, а скорее известное омертвение на почве школьной теоризации и виртуозничания. В своем месте мы уже указывали на то, что и эта стадия в Нидерландах была необходимой для дальнейшей эволюции. Она способствовала полному усвоению художественного мировоззрения, имевшего своим источником возвращение к древней, дохристианской культуре. Без нее были бы немыслимы ни великолепие Рубенса, ни глубина Рембрандта. Аналогичная стадия в Германии не привела, в силу общих культурных условий, к столь же прекрасным достижениям, и, благодаря этому, сам "подход" не пользуется у историков большим уважением.

Очагами художественной культуры Германии в середине и во второй половине XVI века являются пять центров: Нюрнберг, Мюнхен, Прага, Страсбург и Франкфурт, - два последние города в особенности, как центры книжного дела, а, в частности, Франкфурт и как центр нидерландской эмиграции, давшей здесь временную иллюзию какого-то локального расцвета. Впрочем, и Нюрнберг за этот же период больше всего дал в книжном деле, и, напротив того, в нем почти совершенно замерла живопись.

Май (Йост Амман)Что же касается Мюнхена и Праги, то в этих городах, благодаря поощрению государей - меценатов, получается характерно парниковый расцвет придворного искусства, почти внезапно кончающийся со смертью поощрителей. Если мы сравним все то, что создано в этих пяти центрах, разбросанных на огромном пространстве, с тем, что создано было за это же время в Брюгге, Брюсселе, Антверпене, Гарлеме и Амстердаме, то одна эта "пропорция" вполне охарактеризует то оскудение, которое наблюдается в германском искусстве позднего ренессанса и барокко.

Среди типичных графиков во второй половине XVI века выдвигаются четыре имени: Вергиля Золиса, принадлежащего еще к поколению Милиха, Иоста Аммана из Цюриха, работавшего в Нюрнберге (преимущественно, однако, для Франкфурта), Мельхиора Лорха из Фленсбурга, работавшего в Аутсбурге, и Тобиаса Штиммера из Шаффгаузена, работавшего в Страсбурге.

Вид Франкфурта (Йост Амман)Отличительной чертой Золиса1, Лорха2 и Аммана3 является склонность подчинять все декоративному началу. Творение этих мастеров в значительной степени посвящены изображению современного быта, и, кроме того, мы встречаем у них и портреты, и виды, и эмблемы, и исторические сцены, и изображения животных, но опять-таки почти всякий лист Золиса, Лорха и Аммана носит характер какого-то орнамента, а целый ряд их лучших гравюр прямо предназначались служить образцами для изделий золотых дел мастерства; наконец, совершенно необозрима та масса рисунков, которая служит для целей книжного украшения.

Это не мешает всем трем художникам быть превосходными мастерами, не только знающими в совершенстве свое ремесло, но и обладающими даром с необычайной ясностью излагать каждую свою мысль. Прямо непонятной становится слепота немецких меценатов, пренебрегавших такими изобретательными и умелыми мастерами и считавших нужным для украшений своих дворцов выписывать из Италии тамошних художников4. В смысле ясности "графического повествования" иллюстрации Золиса и Аммана нередко приближаются к самому Гольбейну, но видимая спешка и отсутствие более глубокого интереса к содержанию тем почти всюду лишают эти работы силы убедительности.


1 Vergil Solis родился в 1514 г. в Нюрнберге, умер там же 1 августа 1562 г. Зандрарт восхваляет мастерство, с которым Золис раскрашивал гравюры других художников, и несомненно, что мастер сам писал картины, однако, таковых до нас не дошло. Бартш цитирует 558 медных гравюр и, под десятью номерами, деревянные гравюры Золиса (под каждым номером числится целая серия книжных иллюстраций), но это еще далеко не все, что исполнено плодовитым мастером, сумевшим воспитать многочисленных помощников, гравировавших по его композициям. Среди иллюстрационных серий Золиса, особенного внимания заслуживают гравюры в "Metamorphosae Ovidii" франкфуртского издания 1563 г. и в "Liber Emblematum" A. Alciati, 1580 г. Гравер Николаус Золис приходился, вероятно, братом Вергилю.
2 Melchior Lorch, или Lorich, родился в Фленсбурге в 1527 г.; работал в Вене, с 1548 г. в Аугсбурге; дважды, в 1557 г. и в 1572-1580 гг., он посетил Константинополь, где писал портрет султана Солимана. С 1580 г. он состоит придворным живописцем Фридриха II Датского; умер мастер в 1594 г. в Риме.
3 Jost Amman, сын профессора древних языков в Цюрихе, родился в 1539 г. (крестный сын дочери Цвингли); в конце 1550-х годов поселился в Базеле, в 1561 г. - в Нюрнберге, где Амман стал работать для издателя Фейерабенда; в 1577 г. А. получает права нюрнбергского гражданства "за славу и превосходство в искусстве". Масляных картин А. не сохранилось, но некоторое представление о его живописи (современники называли Аммана "Absolntissimus pictor") дают его акварели, сохранившиеся в мюнхенских собраниях. Главнейшие из гравюр на дереве Аммана: "Мост короля Артура" и "Въезд турецкого посольства" во Франкфурт. Чрезвычайно интересны в бытовом отношении серии: "Frauentrachtenbuch", "Wappen und Stammbuch", "Stдnde und Handwerke" и мн. др., частью переизданные фирмой G. Hirth в Мюнхене. Умер А. в 1591 г.
4 Среди этих итальянцев в Германии укажем на двух художников, о которых мы еще можем судить по их работам, сохранившимся в Аугсбурге: фрески 1561 г. на фасаде дома Релингера принадлежат Джулио Порденоне (племяннику знаменитого венецианца); автором очаровательных фресок и стюков, украшающих несколько комнат в доме богачей Фуггеров, является Антонио Понцано.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Фонтанка во времена Екатерины II. 1903 г.

Аллея в парке (Ю. Робер)

Фантазия на перспективу у большой галереи Лувра (Ю. Робер)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Немецкая живопись в эпоху ренессанса > Последние могикане
Поиск на сайте   |  Карта сайта