Многоуважаемый Г. Недошивин!
За свое же затянувшееся молчание в ответ на Ваше письмо я приношу все свои извинения. Увы, самое это молчание вызвано не чем иным, как затянувшимися, но тщетными стараниями ответить более или менее толково на Ваши вопросы. В некоторое оправдание могу лишь привести то, что нет у нас здесь какого-либо центра, в котором собирались бы сведения о русских художниках. Настоящим кладезем по части русского искусства в разных смыслах является Вам, вероятно, небезызвестный С. Р. Эрнст, но и он, оказывается, в свое время не занес в свои записки дат кончины упомянутых Вами художников, и в частности, и он не знает, где и когда скончался Судьбинин. Не знает он и того, когда умер милейший барон Рауш (но и вдову Рауша мы уже многие годы как перестали встречать). Я могу Вам сообщить только то, что Д. С. Стеллецкий скончался в феврале 1947 — здесь в Париже, проживая у своих знакомых. Он за последние годы ослеп, и этот недуг совсем его пришиб; он даже решительно отказывался с кем-либо встречаться, хотя бы и из самых близких друзей...
О кончине Савелия Сорина вы не спрашиваете; возможно, что вы и без того уже осведомлены. Скончался этот пользовавшийся исключительным успехом художник в 1954 г. в Нью-Йорке.
Мне очень стыдно за свое (за “наше”) неведение. Зато, вполне естественно, я могу Вам сообщить более полные сведения о своем сыне Николае, а также о моей дочери Елене — весьма даровитой художнице. Родился Николай в С.-Петербурге в ночь с 1 на 2 мая 1901 года. В сущности, он самоучка, если только можно счесть за такового человека, выросшего в столь напитанной художеством среде, какой был наш дом. (Ведь и я самоучка, ибо никак нельзя принять в расчет те четыре месяца в 1887 г., в течение которых я посещал вечерние классы Академии художеств. ) Впрочем, в специальной сфере театральной декорации Николай многим обязан художнику Оресту Карл. Аллегри (итальянцу, состоявшему в течение многих лет при имп. театрах, а позже являвшемуся постоянным исполнителем декораций для русских спектаклей Дягилева, А. Павловой, Иды Рубинштейн и т. д.; скончался Аллегри в Париже в 1956 году — глубоким стариком). От Аллегри мой Николай познал законы театральной перспективы и важнейшие приемы трудной декорационной техники. Из его самостоятельных работ первого периода (до отбытия за границу) особенно удачными были те, что он создал (в 1921 г.?) для балета Глазунова “Времена года” (в Мариинском театре). В Париже (с 1924 г.) его первыми работами были постановки небольших скетчей для Балиева, но вскоре А. А. Санин увлек его за собой в Рим, где на сцене оперного театра Н. Б. создал монументальные постановки “Бориса Годунова” и “Китежа”. С 1930-х годов мой сын стал постоянным сотрудником театра a la Scala в Милане, в котором он и по сей день занимает пост директора постановочной части. Из последних его произведений я назову оформление оперы Верди “Анна Болейн”, премьера которой состоялась месяца три назад. Из бесчисленных выставок, на которых он участвовал, следует выделить ту, что была устроена в 1956 г. под заглавием “Mostra dei Benois”1 в вилле Olmo на озере Комо. На ней были выставлены кроме его театральных работ и его портреты и пейзажи. На ней же было много выдающихся работ моей дочери Елены, в замужестве Клеман (Clemant, род в 1898 г.), а также очень полно был представлен и я.
Елена — ученица покойного (скончался в 1936 г.) превосходного художника Александра Евг. Яковлева.
Ну вот пока и все, что я могу Вам сообщить. Надеюсь, что по другим вопросам (если Вам будет угодно с таковыми ко мне обращаться) я смогу быть более обстоятельным.
Александр Бенуа
1 Выставка Бенуа (итальянский).
Итальянская комедия. "Нескромный Полишинель". 1906 г. | Гадальщица (Пьетро Лонги) | Чудо святого Антония (Донателло) |